Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предусматривается возможность установления законами субъектов Российской Федерации ответственности за нарушение покоя граждан и тишины с использованием автомобилей или мототранспортных средств. Фиксировать указанные правонарушения предлагается работающими в автоматическом режиме шумомерами.
Одновременно законопроектом:
- закрепляется возможность для регионов самостоятельно определять размер штрафа в зависимости от категории транспортного средства и мощности его двигателя и устанавливать его в размере, превышающем 5 тысяч рублей с диапазоном до 30 тысяч рублей;
- предлагается распространить на данные правонарушения упрощенный порядок привлечения к ответственности;
- вводится возможность применение такой обеспечительной меры как задержание транспортного средства с демонтированными или модифицированными системами выпуска отработавших газов двигателей.
Кроме того, законопроектом предлагается статью 8.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) изложить в новой редакции, предусмотрев в самостоятельной части 2 повышенную ответственность (увеличив размер штрафа с 500 до 5000 рублей) за эксплуатацию гражданами воздушных или морских судов, судов внутреннего водного плавания или маломерных судов или других механических транспортных средств (за исключением автомобилей и мототранспортных средств), у которых уровень шума, производимого ими при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской Федерации.
Авторы законопроекта обосновывают проектные изменения необходимостью решения проблемы повышенного уровня шума, создаваемого автомобилями или мототранспортными средствами и нарушающего тишину и покой граждан в ночное время.
Соглашаясь с тем, что совершенствование механизма защиты прав граждан в обозначенной сфере заслуживает внимания, Комитет отмечает следующие существенные замечания.
В частности, положение проекта об установлении повышенного размера штрафа и делегировании на региональный уровень возможности дифференцировать штрафные санкции в зависимости от мощности двигателя транспортного средства требует корректировки с учетом того, что согласно пункту 2 части 1 статьи 1.3 Кодекса правила применения административных наказаний относятся к ведению Российской Федерации. Таким образом, порядок исчисления размера административного штрафа может быть определен только нормами федерального Кодекса.
С целью согласования законопроекта с указанным требованием административного законодательства необходимо дополнить статью 3.5 Кодекса положениями, устанавливающими критерии дифференцированного подхода к определению размера штрафа за указанные нарушения, а также порядок его исчисления.
Использование формулировки "работающих в автоматическом режиме шумомеров" не отвечает требованиям правовой определенности, поскольку в регулятивном законодательстве не установлены требования к такому виду технических средств фиксации нарушений как шумомеры.
В этой связи проект должен быть дополнен отсылочной нормой о том, каким нормативным правовым актом будут установлены требования к техническим средствам, имеющим функции измерения уровня звука, издаваемого транспортным средством, и какой орган государственной власти будет утверждать указанные требования.
Поддерживая концепцию проектных предложений, Комитет отмечает необходимость учесть изложенные замечания при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Законопроект соответствует Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов (редакция 2021 года).
На основании изложенного, Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 245000-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.