Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 81152-8 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" (далее - законопроект, проект федерального закона) и сообщает следующее.
Проектом федерального закона предусматривается исключение возможности предусмотреть в условиях договора потребительского кредита (займа), в том числе индивидуальных, условие об уступке кредитором третьим лицам прав (требований) по договору потребительского кредита (займа) (далее - передача долга).
В пояснительной записке к законопроекту авторами в качестве обоснования для введения проектируемого запрета указано наличие недобросовестных практик - неправомерных и недобросовестных действий третьих лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц.
Комитет считает возможным обратить внимание на следующее.
1. Гражданским кодексом Российской Федерации установлены основания и порядок перехода прав кредитора к другому лицу 1.
Также, частью 1 статьи 127 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено право внешнего управляющего с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) приступить к уступке прав требования должника путем их продажи.
Вместе с тем стоит отметить, что в законопроекте отсутствуют нормы, предусматривающие корреспондирующие изменения в вышеобозначенные нормы законодательства Российской Федерации, что ведет к возникновению коллизии норм.
2. Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Федеральный закон) содержит ряд норм, которые регулируют (допускают) отношения, возникающие по поводу возврата просроченной задолженности физических лиц 2.
Вместе с тем проектом федерального закона не предполагается внесение изменений в вышеобозначенные нормы законодательства Российской Федерации о потребительском кредитовании, что повлечет за собой возникновение противоречий внутри Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)".
3. По мнению Комитета, запрет передачи долга не решит проблемы, изложенные в авторами законопроекта в пояснительной записке.
В настоящее время обеспечение защиты заемщиков от недобросовестной деятельности по взысканию долгов как третьими лицами, так и кредиторами в действующем законодательстве достигается иным путем.
Так, в Федеральном законе определен исчерпывающий перечень лиц, которым кредитор вправе осуществлять уступку прав (требований) 3, а федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр, осуществляется Федеральной службой судебных приставов 4.
Предусмотрена и административная ответственность за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности 5.
4. Стоит уделить внимание тому, что профессиональная деятельность по возврату просроченной задолженности имеет важное значение для нормального функционирования рынка кредитования. Оптимизация расходов на администрирование деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц способствует снижению стоимости кредитных ресурсов, что, в свою очередь, позволяет снижать процентные ставки по кредитам (займам).
5. Также стоит отметить, что законодательство Российской Федерации в части правовых основ деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств, продолжает совершенствоваться.
Так, на рассмотрении в Государственной Думе находится проект федерального закона N 1133972-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части установления уголовной ответственности за незаконную деятельность коллекторов), устанавливающую ответственность для лиц, осуществляющих незаконную деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц, при условии, что эти действия сопряжены с применением насилия или угрозой его применения, уничтожением или повреждением имущества (угрозой таких действий), распространением заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство физического лица-должника.
По мнению Комитета, последовательное развитие нормативного регулирования, направленного на повышение контроля за действиями лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности, представляется более эффективным инструментом для обеспечения защиты прав и законных интересов должников, чем проектируемый запрет на передачу долга.
Правительством Российской Федерации, Банком России, Комитетом Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам предложенный законопроект не поддерживается.
Учитывая все вышеизложенное, Комитет не поддерживает принятие концепции законопроекта в I чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
------------------------------
1 Часть 1, 2 статьи 382 ГК РФ - право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.; для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.
2 Пункт 3 части 1 статьи 3, пункт 19 части 4 статьи 5, статья 12 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)"
3 юридическому лицу, осуществляющему профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов;
- юридическому лицу, осуществляющему деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности;
- специализированному финансовому обществу;
- физическому лицу, указанному в письменном согласии заемщика, полученном кредитором после возникновения у заемщика просроченной задолженности.
4 Статья 18 Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
5 Статья 14.57 КоАП РФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.