Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии коррупции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение подпункта "б" пункта 11 и подпункта "г" пункта 13 Национального плана противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. N 478.
В настоящее время часть 7 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) позволяет по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), осуществлять проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частями 1 и 1.1 данной статьи, за исключением сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, должностей финансовых уполномоченных и руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, и лицами, замещающими данные должности, в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, как самостоятельно, так и путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера соответствующих лиц. Соответствующие нормы также содержатся в Указе Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению".
Вместе с тем статья 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ и Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1066 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации" не предусматривают аналогичных положений для антикоррупционных проверок, проводимых в отношении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности. Пунктом 3 данного Указа Президента Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано руководствоваться им при разработке и утверждении положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей субъектов Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей субъектов Российской Федерации, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также о проверке соблюдения лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом N 273-ФЗ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. На основании этого субъекты Российской Федерации издают соответствующие нормативные правовые акты.
Кроме того, в настоящее время высшие должностные лица субъектов Российской Федерации в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, могут осуществлять только проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Полномочием осуществлять проверки соблюдения указанными лицами запретов, ограничений, исполнения ими иных обязанностей, которые установлены в целях противодействия коррупции, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации не наделены.
При этом часть 7.3 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" допускает, что в случае если по результатам проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера выявлены факты несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены в целях противодействия коррупции, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении него иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
С учетом изложенного законопроектом предлагается следующее.
1. Предусмотреть норму о том, что антикоррупционные проверки в отношении граждан, претендующих на замещение государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, муниципальных должностей, а также лиц, замещающих указанные должности, осуществляются в порядке, устанавливаемом Федеральным законом N 273-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Наделить высших должностных лиц субъектов Российской Федерации следующими полномочиями:
направлять запросы в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, в отношении лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации или муниципальные должности (за исключением депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации, депутатов представительных органов муниципальных образований);
осуществлять в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, антикоррупционные проверки в полном объеме в отношении граждан, претендующих на замещение муниципальных должностей, а также лиц, замещающих указанные должности.
3. Уточнить подпункт 3 пункта 1 части третьей статьи 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" в части установления возможности проведения оперативно-разыскных мероприятий в целях получения информации, необходимой для проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, замещаемых как на постоянной основе, так и на непостоянной основе, а также лицами, замещающими указанные должности.
Одновременно законопроектом предлагается привести в соответствие с Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" наименования законодательных органов субъектов Российской Федерации и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации в федеральных законах от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и N 273-ФЗ.
Отложенный срок вступления в силу положений пунктов 5 и 6 статьи 1 и подпункта "г" пункта 6 статьи 3 законопроекта предусмотрен в связи с необходимостью разработки и принятия проекта указа Президента Российской Федерации, направленного на реализацию указанных положений.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии коррупции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии коррупции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", не окажет влияния на доходы и не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии коррупции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии коррупции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии коррупции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии коррупции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - федеральный закон) потребует разработки и принятия проекта указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1066 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации" (далее - Указ).
Обоснование необходимости подготовки: приведение Указа в соответствие с пунктами 5 и 6 статьи 1 и подпунктом "г" пункта 6 статьи 3 федерального закона.
Срок подготовки: не позднее дня вступления в силу пунктов 5 и 6 статьи 1 и подпункта "г" пункта 6 статьи 3 и федерального закона.
Краткое описание: установление возможности направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, при проведении антикоррупционной проверки в отношении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
Головной исполнитель: Минтруд России, соисполнители: МВД России, Минюст России, ФСБ России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.