Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести в статьи 13 и 14 Федерального закона "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", которыми установлена обязанность перечисленных в указанных статьях органов и должностных лиц давать ответ соответственно на парламентский запрос и запрос сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы, изменения, согласно которым запрос может быть признан не подлежащим исполнению лишь по решение суда в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.
Следует отметить, что для отдельных видов информации федеральными законами установлен перечень лиц и органов, которым она может быть предоставлена. Так, например, Гражданским кодексом Российской Федерации такие ограничения предусмотрены для банковской тайны, а согласно Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в предусмотренных вышеуказанным законом случаях и порядке.
Помимо указанного, следует отметить, что невозможность исполнить запрос сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы или парламентский запрос может быть обусловлена не только его неправомерностью, но и разного рода обстоятельствами, объективно не позволяющими осуществить действия, необходимые для исполнения данного запроса.
В проекте не согласованы сроки, установленные проектной статьей 227.2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьей 13 Федерального закона N 3-ФЗ и статьи 8 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 77-ФЗ "О парламентском контроле" (далее - Федеральный закон N 77-ФЗ) с другой стороны.
Так, в соответствии с проектной статьей 227.2 КАС РФ должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, в течение десяти дней со дня поступления такого запроса может обратиться в суд с административным исковым заявлением (часть 1), которое должно быть рассмотрено судом в течение десяти дней со дня его поступления в суд (часть 7). Между тем в соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона N 3-ФЗ и частью 2 статьи 8 Федерального закона N 77-ФЗ должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса или в иной, установленный соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации, срок.
Следует отметить, что неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации, Государственной Думе уже предусмотрена уголовная ответственность статьей 287 Уголовного кодекса Российской Федерации.
При этом, поскольку законопроектом предлагается внести изменения в статью 21 КАС РФ, дополнив перечень административных дел, рассматриваемых Верховным Судом Российской Федерации в качестве суда первой инстанции, необходима разработка соответствующих изменений в часть 4 статьи 2 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации", устанавливающую полномочия Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции, которые не предусмотрены в текст законопроекта.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думы отклонить указанный законопроект.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.