Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - законопроект) предлагается установить запрет на закупку, аренду и лизинг иностранных легковых автомобилей в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд. В частности, предлагается обязать Правительство РФ внести изменения в нормативно-правовые акты Правительства РФ, которыми определен запрет на допуск к государственным закупкам товаров, происходящих из иностранных государств, и установить, что закупка, аренда и лизинг легковых автомобилей могут осуществляться только у производителей, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале или доля голосующих акций иностранных юридических или физических лиц составляет менее 50 процентов. Таким образом, закупка, аренда и лизинг легковых автомобилей будут осуществляться только у отечественных производителей (на сегодняшний день это АвтоВАЗ, "Москвич", ФГУП "НАМИ" (Aurus), ГАЗ, УАЗ, др.), а не у компаний, которые являются сборщиками иностранных автомобилей.
Также законопроектом предлагается обязать Правительство РФ ежегодно повышать показатели локализации производства легковых автомобилей для их допуска к государственным и муниципальным закупкам. Таким образом, отечественные компании, которые производят легковые автомобили, будут ежегодно увеличивать долю российских комплектующих в производстве отечественных легковых автомобилей.
3 августа президент России Владимир Путин заявил, что государственные закупки автомобилей иностранного производства для чиновников не должны продолжаться, а государственные служащие должны ездить на машинах российского производства. Согласно социологическим опросам, 77% граждан России поддерживают инициативу президента России пересадить всех российских чиновников на отечественные автомобили.
В настоящее время государственные органы и бюджетные учреждения РФ продолжают закупать автомобили компаний производителей из недружественных стран даже после совершения в отношении РФ, российских юридических и физических лиц недружественных действий со стороны правительств, и компаний этих стран. Текущее правовое регулирование государственных закупок отечественных легковых автомобилей уже ограничивает прямые закупки иностранных транспортных средств и обязывает государственных заказчиков покупать только "отечественные" автомобили. Однако под "отечественными" автомобилями понимается машина любого бренда и производителя, собранная в России. Более того, продолжается практика аренды или лизинга иностранных автомобилей на государственных закупках.
В условиях санкционного давления со стороны недружественных стран возрастает необходимость обеспечить технологическую независимость России. Поэтому законопроектом законопроект разработан в целях поддержки отечественной автомобильной промышленности и призван обеспечить устойчивое развитие и конкурентоспособность национальных производителей автомобилей, а не сборщиков иностранных автомобилей.
Более того, при устойчивом росте спроса со стороны государственного и муниципального заказов на отечественные автомобили будет снижаться их стоимость и для граждан России благодаря эффекту масштаба. Поскольку спрос на отечественные автомобили будет устойчивый в долгосрочном периоде, то национальные производители смогут снижать цены благодаря снижению затрат на единицу продукции при укрупнении производства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" потребует внесение изменений в следующие нормативно-правовые акты в целях приведения их в соответствие с положениями законопроекта:
1) Постановление Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации";
2) Постановление Правительства РФ от 20.09.2017 N 1135 "Об отнесении продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами отнесения продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов");
3) Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.