Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 443614-8 "Об аттракционах"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона разработан с целью реализации полномочий субъектов Российской Федерации, установленных пунктами 108 и 110 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" в соответствии с требованиями, установленными техническим регламентом Евразийского экономического союза "О безопасности аттракционов" (ТР ЕАЭС 038/2016), принятым Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 года N 114.
Пунктом третьим Правил государственной регистрации аттракционов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2019 N 1939, указано, что государственная регистрация аттракционов осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов (органы гостехнадзора).
Вступивший в силу в 2021 году Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон о надзоре) установил, что предмет контроля определяется федеральным законом о виде контроля, законом субъекта Российской Федерации о виде контроля, при этом, частью 8 статьи 1 Закона о надзоре установлено что виды федерального государственного контроля (надзора), виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, виды муниципального контроля устанавливаются федеральными законами.
На сегодняшний день федерального закона, регламентирующего вопросы эксплуатации, технического состояния, государственной регистрации аттракционов, не существует.
На основании пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" субъекты Российской Федерации в условиях отсутствия соответствующего федерального закона осуществляют в данной сфере собственное правовое регулирование. На практике это приводит к различным подходам к осуществлению деятельности в области технического состояния и эксплуатации аттракционов, включая деятельность, связанную с государственной регистрацией, учетом аттракционов и региональным государственным надзором в области технического состояния и эксплуатации аттракционов.
При этом проведение контрольных (надзорных) мероприятий во исполнение Закона о надзоре без соответствующего федерального закона не представляется возможным, что оставляет целую отрасль индустрии услуг развлечений (в большей степени оказываемых несовершеннолетним лицам) неподконтрольной государству.
В целях создания надлежащей правовой базы по регулированию отношений, связанных с техническим состоянием и эксплуатацией аттракционов, а также реализации государственной политики (в том числе регуляторной) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов разработан законопроект.
Законопроектом устанавливаются правовые и организационные основы деятельности в области технического состояния и эксплуатации аттракционов, определяются полномочия Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основе сводных данных форм отчетности органов гостехнадзора в 2020 году в Российской Федерации функционировало 85 региональных органов гостехнадзора субъектов Российской Федерации, 1657 районных и городских инспекций гостехнадзора.
Положения законопроекта затрагивают также отношения в сфере безопасности эксплуатации аттракционов.
Законопроект не распространяется на отношения в области благоустройства территории при размещении детского игрового оборудования в силу норм, установленных техническим регламентом Евразийского экономического союза "О безопасности оборудования для детских игровых площадок" (ТР ЕАЭС 042/2017), который не относит детское игровое оборудование к аттракционам ввиду отсутствия воздействия на пассажиров биомеханического воздействия степени потенциального биомеханического риска КВ-1, или КВ-2, или КВ-3, и обязательной регистрации в уполномоченном органе государственной власти субъекта Российской Федерации.
С учетом специфики эксплуатации аттракционов в законопроекте содержатся основные положения, регламентирующие вопросы, связанные с запрещением эксплуатации техники.
Положения, вводимые законопроектом, вступают в силу по истечении шести месяцев со дня официального опубликования Федерального закона "Об аттракционах" (далее - Федеральный закон). Наличие переходного периода позволит собственникам (владельцам) аттракционов адаптироваться к вводимым законопроектом положениям.
Предлагаемые законопроектом положения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие Федерального закона не повлечет изменений доходов и расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации. Реализация предусмотренных законопроектом полномочий федеральных органов исполнительной власти будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие Федерального закона не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий.
Проектов федеральных законов, аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "Об аттракционах"
Принятие проекта федерального закона "Об аттракционах" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счёт средств федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об аттракционах"
Принятие проекта федерального закона "Об аттракционах" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.