Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 217.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее также - законопроект, а в отдельных случаях - Федеральный закон) разработан в целях обеспечения отражения в части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - часть вторая НК РФ) юридически точного наименования статьи 217.1, а также освобождения, при определенном условии, от обложения налогом на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) отдельных доходов налогоплательщиков, являющихся ветеранами или инвалидами боевых действий, приобретших данные статусы в связи с проведением Российской Федерацией специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года либо в связи с выполнением задач на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в составе Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, Народной милиции Луганской Народной Республики, воинских формирований и органов Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 11 мая 2014 года, супругами погибших (умерших) ветеранов или инвалидов боевых действий из числа указанных лиц, не вступившими в повторный брак.
В этой связи предметом правового регулирования законопроекта являются общественные отношения, возникающие в связи с применением наименования статьи 217.1 части второй НК РФ, определяющей особенности освобождения от налогообложения (НДФЛ) доходов от продажи объектов недвижимого имущества, в юридически точной редакции, а также в связи с освобождением, при определенном условии, от обложения НДФЛ отдельных доходов налогоплательщиков, являющихся ветеранами или инвалидами боевых действий, приобретших данные статусы в связи с проведением Российской Федерацией специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года либо в связи с выполнением задач на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в составе Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, Народной милиции Луганской Народной Республики, воинских формирований и органов Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 11 мая 2014 года, супругами погибших (умерших) ветеранов или инвалидов боевых действий из числа указанных лиц, не вступившими в повторный брак.
Достижение обозначенных целей возможно только образом, предлагаемом в законопроекте (путем внесения изменений в часть вторую НК РФ), поскольку общественные отношения, складывающиеся в связи с освобождением от обложения НДФЛ определенных доходов налогоплательщиков, регулируются частью второй НК РФ (глава 23).
Необходимость разработки законопроекта возникла по итогам анализа норм главы 23 части второй НК РФ на предмет необходимости их совершенствования и в связи с поступившими в адрес депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - членов фракции Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации предложениями по обозначенным вопросам, составляющим предмет правового регулирования законопроекта, супруг (супругов) погибших (умерших) ветеранов и инвалидов боевых действий из числа лиц, приобретших данные статусы в связи с проведением Российской Федерацией специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года либо в связи с выполнением задач на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в составе Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, Народной милиции Луганской Народной Республики, воинских формирований и органов Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 11 мая 2014 года, а также по итогам анализа предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации мер социальной и иной государственной поддержки, в том числе налоговых льгот, на предоставление которых имеют право указанные категории лиц и члены их семей, гарантий их трудовых и иных прав.
Во-первых. В ходе анализа норм главы 23 части второй НК РФ и, в частности, статей 217 и 217.1, определяющих соответственно доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДФЛ, и особенности освобождения от налогообложения НДФЛ доходов от продажи объектов недвижимого имущества, было выявлено несоответствие между абзацем вторым пункта 17.1 статьи 217 и пунктами 1-3 статьи 217.1.
Так, абзацем вторым пункта 17.1 статьи 217 части второй НК РФ установлено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 части второй НК РФ. Несмотря на это, статья 217.1 именуется как "Особенности освобождения от налогообложения доходов от продажи объектов недвижимого имущества", что, как видно, не согласуется с абзацем вторым пункта 17.1 статьи 217 части второй НК РФ. Более того, рассогласованность наличествует между указанным наименованием статьи 217.1 части второй НК РФ и содержанием пунктов 1-3 данной статьи. Так, в пунктах 1-3 статьи 217.1 части второй НК РФ содержатся положения, регулирующие освобождение от налогообложения НДФЛ доходов от продажи не только объектов недвижимого имущества, но и от продажи долей в указанном имуществе.
Таким образом, указанное несоответствие, исходя из требований законодательной техники к построению статьи законодательного акта 1, нуждается в безусловном устранении (путем дополнения наименования статьи 217.1 части второй НК РФ указанием на то, что она определяет и особенности освобождения от налогообложения НДФЛ доходов от продажи долей в недвижимом имуществе), что обеспечит согласованность между указанными законодательными положениями и, в конечном итоге, соблюдение принципа правовой определенности 2.
Во-вторых. В настоящее время определенным категориям граждан, в различном качестве принимавшим участие в боевых действиях, исполнявшим обязанности по военной службе или служебные обязанности в ходе проведения либо выполнявшим определенные задачи, содействовавшим их выполнению (исполнявшим обязанности по соответствующему контракту) или обеспечивавшим их выполнение в связи с проведением Российской Федерацией специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года, предоставлено право на ряд мер социальной и иной государственной поддержки, в том числе на налоговые льготы. К таким гражданам относятся:
1) ветераны боевых действий из числа следующих лиц (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах"):
- военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленных на территории Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей по выполнению задач в ходе специальной военной операции на указанных территориях (Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики - с 24 февраля 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области - с 30 сентября 2022 года), а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации в ходе специальной военной операции на указанных территориях (подпункт 1);
- военнослужащих органов федеральной службы безопасности, в том числе уволенных в запас (отставку), выполнявших задачи по отражению вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, а также в ходе вооруженной провокации на Государственной границе Российской Федерации и приграничных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года (подпункт 1.1);
- лиц, поступивших в созданные по решению органов государственной власти Российской Федерации добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года (подпункт 2.2);
- лиц, принимавших в соответствии с решениями органов государственной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики участие в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, Народной милиции Луганской Народной Республики, воинских формирований и органов Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики начиная с 11 мая 2014 года (подпункт 2.3);
- лиц, заключивших контракт (имевших иные правоотношения) с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года (подпункт 2.4);
- лиц, направлявшихся для обеспечения выполнения задач в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, отработавших установленный при направлении срок либо откомандированных досрочно по уважительным причинам (подпункт 9);
2) инвалиды боевых действий из числа следующих лиц (статья 4 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах"):
- военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы по выполнению задач в районах боевых действий - районах проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года (подпункт 2);
- военнослужащих органов федеральной службы безопасности, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении задач по отражению вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, а также в ходе вооруженной провокации на Государственной границе Российской Федерации и приграничных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года (подпункт 2.1);
- лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и органов государственной безопасности, прокуроров органов прокуратуры Российской Федерации, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий - в районах проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года (подпункт 3);
- лиц, поступивших в созданные по решению органов государственной власти Российской Федерации добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года, и ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании (подпункт 8);
- лиц, принимавших в соответствии с решениями органов государственной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики участие в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, Народной милиции Луганской Народной Республики, воинских формирований и органов Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики начиная с 11 мая 2014 года, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с участием в указанных боевых действиях (подпункт 9);
- лиц, заключивших контракт (имевших иные правоотношения) с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по содействию выполнению указанных задач (подпункт 10).
Так, перечисленным лицам предоставлены следующие адресные льготы по уплате налогов и сборов, предусмотренные, в частности, частью второй НК РФ:
1) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДФЛ доходы:
а) в связи с прекращением обязательства по кредитному договору (договору займа) по основаниям, указанным в статье 2 Федерального закона от 7 октября 2022 года N 377-ФЗ "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (только для военнослужащих, признанных инвалидами I группы) (пункт 62.3 статьи 217, часть 11 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2022 года N 443-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации")',
б) доходы в денежной и (или) натуральной формах, полученные налогоплательщиками в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (только для ветеранов боевых действий, указанных в подпунктах 1, 1.1, 2.2-2.4, и инвалидов боевых действий) (пункт 69 статьи 217),
в) в виде денежных средств и (или) иного имущества, полученных безвозмездно (только для лиц, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации или проходящих военную службу по контракту, заключенному в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", либо заключивших контракт о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации), лиц, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту или находящихся на военной службе (службе) в войсках национальной гвардии Российской Федерации, воинских формированиях и органах, указанных в пункте 6 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне") (пункт 93 статьи 217, часть 11 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2022 года N 443-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации");
2) право на получение стандартного налогового вычета (при определении размера налоговых баз в соответствии с пунктом 3 или 6 статьи 210 части второй НК РФ) в размере соответственно 3000 рублей или 500 рублей за каждый месяц налогового периода (календарного года) в отношении доходов, облагаемых НДФЛ и учитываемых при определении основной налоговой базы, а также в отношении доходов от продажи имущества (за исключением ценных бумаг) и (или) доли (долей) в нем, доходов в виде стоимости имущества (за исключением ценных бумаг), полученного в порядке дарения, а также по подлежащим налогообложению доходам, полученным физическими лицами в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1.1 статьи 224 части второй НК РФ (только для инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы, и граждан, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации в ходе проведения Российской Федерацией вышеуказанной специальной военной операции, соответственно) (абзац пятнадцатый подпункта 1 пункта 1 и абзац шестнадцатый подпункта 2 пункта 1 статьи 218, пункт 6 статьи 210);
3) освобождение от уплаты транспортного налога на один объект налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 361.1 части второй НК РФ (только для ветеранов боевых действий, на которых зарегистрированы транспортные средства, имеющие место нахождения в федеральной территории "Сириус"), - в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил включительно, моторных лодок с мощностью двигателя до 20 лошадиных сил включительно, мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя до 35 лошадиных сил включительно (подпункт 1 пункта 3 и пункт 4 статьи 356.1);
4) уменьшение налоговой базы (предоставление налогового вычета) по земельному участку (только одному по выбору налогоплательщика) на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади этого участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщика (подпункт 4 пункта 5 и пункт 6.1 статьи 391);
5) по уплате налога на имущество физических лиц - предоставляется в размере подлежащей уплате суммы налога в отношении одного объекта налогообложения каждого вида, находящегося в собственности налогоплательщика, по его выбору (за исключением объектов налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 части второй НК РФ) вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот, не используемого им в предпринимательской деятельности и кадастровая стоимость которого не превышает 300 млн. рублей (только для ветеранов боевых действий, а также граждан, уволенных с военной службы по состоянию здоровья, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более) (подпункты 4 и 7 пункта 1 статьи 407, подпункт 2 пункта 2 статьи 406, пункты 2-5 статьи 407);
6) освобождение от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 статьи 333.36 части второй НК РФ (если цена иска не превышает 1 000 000 рублей; в случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, государственная пошлина уплачивается в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 части второй НК РФ (исходя из цены иска) и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей (только для ветеранов боевых действий) (подпункт 3 пункта 2 и пункт 3 статьи 333.36).
Также адресные льготы по уплате налогов и сборов для обозначенных лиц могут быть установлены законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления.
При этом частью второй НК РФ предусмотрены адресные льготы по уплате некоторых налогов и для членов семей обозначенных выше ветеранов и инвалидов боевых действий:
1) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДФЛ доходы:
а) в связи с прекращением обязательства по кредитному договору (договору займа) по основаниям, указанным в статье 2 Федерального закона от 7 октября 2022 года N 377-ФЗ "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (только для членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, если он погиб (умер) при выполнении задач в период проведения Российской Федерации указанной специальной военной операции либо позднее указанного периода, но вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при выполнении задач в ходе проведения Российской Федерацией указанной специальной военной операции, или в случае объявления судом военнослужащего умершим, а также в случае признания военнослужащего инвалидом I группы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации) (пункт 62.3 статьи 217, часть 11 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2022 года N 443-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"))
б) в виде денежных средств и (или) иного имущества, полученных безвозмездно (только для членов семей лиц, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации или проходящих военную службу по контракту, заключенному в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", либо заключивших контракт о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации), лиц, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту или находящихся на военной службе (службе) в войсках национальной гвардии Российской Федерации, воинских формированиях и органах, указанных в пункте 6 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", при условии, что такие доходы связаны с прохождением военной службы по мобилизации указанных лиц и (или) с заключенными указанными лицами контрактами или получены в связи с участием указанных лиц, проходящих военную службу (службу), в проводимой Российской Федерацией вышеуказанной специальной военной операции) (пункт 93 статьи 217, часть 11 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2022 года N 443-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации");
2) по уплате налога на имущество физических лиц - предоставляется в размере подлежащей уплате суммы налога в отношении одного объекта налогообложения каждого вида, находящегося в собственности налогоплательщика, по его выбору (за исключением объектов налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 части второй НК РФ) вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот, не используемого им в предпринимательской деятельности и кадастровая стоимость которого не превышает 300 млн. рублей (только для членов семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих") (подпункт 9 пункта 1 статьи 407, подпункт 2 пункта 2 статьи 406, пункты 2-5 статьи 407).
Адресные льготы по уплате налогов для членов семей обозначенных ветеранов и инвалидов боевых действий могут быть также установлены законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления.
Стоит заметить, что как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, "освобождение от уплаты налогов представляет собой льготу, т.е. исключение из принципов всеобщности и равенства налогообложения, вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) и обязывающих каждого платить законно установленный налог по соответствующему объекту налогообложения; льготы носят адресный характер, а их установление относится к законодательной прерогативе, позволяющей определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых они распространяются (постановления от 21 марта 1997 года N 5-П, от 28 марта 2000 года N 5-П и т.д."; "определения от 19 ноября 2015 года N 2552-О, от 29 марта 2016 года N 485-О, от 19 июля 2016 года N 1458-О и др.)" (абзац второй пункта 2 описательно-мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2013 года N 905-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бирюк Натальи Васильевны на нарушение ее конституционных прав Федеральным законом от 27 сентября 2009 года N 220-ФЗ "О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", абзац первый пункта 3 описательно-мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2018 года N 22-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Новочеркасского гарнизонного военного суда").
Таким образом, принимая во внимание то, что вопрос о необходимости дальнейшей поддержки ветеранов и инвалидов боевых действий из числа лиц, приобретших данные статусы в связи с проведением Российской Федерацией вышеуказанной специальной военной операции либо в связи с выполнением задач на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в составе Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, Народной милиции Луганской Народной Республики, воинских формирований и органов Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 11 мая 2014 года, а также членов их семей продолжает оставаться актуальным в текущих политических и социально-экономических условиях в Российской Федерации (в частности, данные ветераны и инвалиды боевых действий ежедневно рисковали своими здоровьем и жизнью, выполняя постановленные задачи в условиях вооруженного конфликта), мы полностью разделяем и считаем социально справедливым предложение о предоставлении указанным категориям ветеранов и инвалидов боевых действий, а также супругам погибшего (умершего) ветерана или инвалида боевых действий из числа указанных лиц, не вступившим в повторный брак, дополнительной (к уже имеющимся) налоговой льготы по НДЛФЛ в виде освобождения их дохода от продажи объекта недвижимого имущества или доли в указанном имуществе от налогообложения независимо от срока нахождения в собственности налогоплательщика продаваемого объекта недвижимого имущества или продаваемой доли (долей) в указанном имуществе при условии продажи не более одного такого объекта или не более одной такой доли за налоговый период (календарный год) 3.
В результате, учитывая приведенные обстоятельства, законопроектом предлагается внести в статью 217.1 части второй НК РФ следующие изменения:
1) дополнить наименование, определяющее предмет ее регулирования, указанием на то, что она определяет особенности освобождения от налогообложения НДФЛ доходов от продажи долей в недвижимом имуществе (а не только от продажи объектов недвижимого имущества), обеспечив тем самым ее точное использование в соответствии с положениями абзаца второго пункта 17.1 статьи 217 и пунктов 1-3 статьи 217.1 части второй НК РФ (пункт 1 статьи 1 законопроекта);
2) дополнить пунктом 2.2, предусматривающим, что доход от продажи объекта недвижимого имущества или доли в указанном имуществе освобождается от налогообложения НДФЛ независимо от срока нахождения в собственности налогоплательщика продаваемого объекта недвижимого имущества или продаваемой доли в указанном имуществе при условии продажи не более одного такого объекта или не более одной такой доли за налоговый период и если налогоплательщиком является одно из следующих лиц:
ветеран боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 (принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей по выполнению задач в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации в ходе специальной военной операции на указанных территориях), подпункт 1.1, 2.2-2.4 или 9 пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 5-ФЗ;
инвалид боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 2 (исполнявших обязанности военной службы по выполнению задач в районах проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года), 2.1, 3 (исполнявших служебные обязанности в районах проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года), 8-10 статьи 4 Федерального закона N 5-ФЗ;
супруга (супруг) погибшего (умершего) ветерана или инвалида боевых действий из числа указанных лиц, не вступившая (не вступивший) в повторный брак (пункт 2 статьи 1 законопроекта).
Законопроектом в соответствии с абзацем пятым пункта 1 и пунктом 4 статьи 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации предлагается установить следующий срок вступления в силу Федерального закона в случае его принятия - со дня его официального опубликования (пункт 1 статьи 2 законопроекта).
Кроме того, в целях обеспечения социальной справедливости и с учетом пункта 4 статьи 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации законопроектом предлагается установить, что действие проектируемого им пункта 2.2 статьи 217.1 части второй НК РФ (пункт 2 статьи 1 законопроекта) будет распространяться на доходы от продажи объектов недвижимого имущества или долей в указанном имуществе, полученные налогоплательщиком НДФЛ начиная с налогового периода 2022 года (пункт 2 статьи 2 законопроекта).
Принятие Федерального закона позволит обеспечить отражение в части второй НК РФ юридически точное наименование статьи 217.1, определяющей особенности освобождения от налогообложения НДФЛ доходов от продажи как объектов недвижимого имущества, так и долей в указанном имуществе, и его последующее использование (соблюдение принципа правовой определенности в законопроектной деятельности), а также дополнительную государственную поддержку лиц, являющихся ветеранами или инвалидов боевых действий, приобретших данные статусы в связи с проведением Российской Федерацией специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года либо в связи с выполнением задач на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в составе Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, Народной милиции Луганской Народной Республики, воинских формирований и органов Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 11 мая 2014 года, а также супругами погибших (умерших) ветеранов или инвалидов боевых действий из числа указанных лиц, не вступившими в повторный брак.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в городе Астане 29 мая 2014 года), а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
------------------------------
1 Так, наименование статьи закона должно отражать предмет ее регулирования, то есть охватывать все вопросы, которые рассматриваются в ее тексте (см.: Васильева Т.А. Как написать закон. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2023. С. 79, 83).
2 См., например, Дикарев И.С. Принцип правовой определенности и законная сила судебного решения в уголовном процессе: монография. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2015. С. 12-13.
3 Необходимо отметить, что по действующему общему правилу (в соответствии с абзацем вторым пункта 17.1 статьи 217, абзацем первым пункта 2 и пунктом 4 статьи 217.1 части второй НК РФ) минимальный предельный срок владения (нахождения в собственности) объектом недвижимого имущества или долей в нем, необходимый для освобождения от налогообложения НДФЛ доходов, получаемых налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества или доли (долей) в нем, составляет пять лет. При этом абзацами вторым - четвертым пункта 2, пунктами 2.1 и 3 статьи 217.1 части второй НК РФ установлены условия, при которых указанный минимальный пятилетний срок владения объектом недвижимого имущества или долей в нем не учитывается вовсе или сокращается (до трех лет) при решении вопроса об освобождении от налогообложения НДФЛ доходов, получаемых налогоплательщиком от их продажи.
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 217.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 217.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон, а в отдельном случае - законопроект) не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, но приведет к появлению налоговых расходов (выпадающих доходов) бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в связи с тем, что налоговые доходы от налога на доходы физических лиц (федеральный налог) подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации (абзац четвертый пункта 2 статьи 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и местные бюджеты - городских поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, сельских поселений, муниципальных округов (абзац второй пункта 2 статьи 61, абзацы второй - четвертый пункта 2 статьи 61.1, абзац второй пункта 2 статьи 61.2, абзац второй пункта 2 статьи 61.3, пункты 2 и 3 статьи 61.4, абзац второй пункта 2 статьи 61.5 и абзац второй пункта 2 статьи 61.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации соответственно). При этом определить объемы налоговых расходов (выпадающих доходов) бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, которые возникнут в случае принятия Федерального закона, а также объемы бюджетных ассигнований и их источники, за счет которых могут быть компенсированы налоговые расходы (выпадающие доходы) указанных бюджетов, в настоящее время не представляется возможным. Так, по информации, предоставленной Министерством финансов Российской Федерации, объемы налоговых расходов (выпадающих доходов) указанных бюджетов, которые появятся в случае принятия Федерального закона, не могут быть рассчитаны "по причине невозможности определения экспертным путем сумм потенциально возможных доходов от продажи объектов недвижимого имущества или доли в указанном имуществе" категориями налогоплательщиков налога на доходы физических лиц, предусмотренными проектируемым пунктом 2 статьи 1 законопроекта 1.
------------------------------
1 Ответ Министерства финансов Российской Федерации от 26 апреля 2023 года N 01-06-13/03-38333 на депутатский запрос депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронова N MCM-2/1744 (приложение к настоящему ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ).
------------------------------
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 217.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 217.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства или иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.