Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 447783-8 "О внесении изменения в статью 32 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
С принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) изменился порядок взимания платы за стационарное обслуживание пенсионеров и инвалидов, проживающих в домах-интернатах, пансионах и иных местах социального обслуживания граждан.
До 1 января 2015 года, даты вступления в силу указанного Федерального закона, размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определялся с учетом утвержденных норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не мог превышать 75 процентов установленной им пенсии.
После 1 января 2015 года согласно статье 32 Федерального закона размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов и не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. При этом при расчете среднедушевого дохода учитываются не только пенсии, но и иные доходы (например, пособия, дивиденды, доплаты к пенсии, ежемесячные денежные выплаты, выплаты компенсационного характера и т.п.).
Таким образом, граждане, получая на равных условиях социальные услуги, платят за них совершенно разные деньги, зависящие от их среднедушевого дохода. У одних получателей социальных услуг среднедушевой доход включает высокую страховую пенсию, заработанную ими за долгую и добросовестную работу, ежемесячную денежную выплату, дивиденды, иные социальные пособия, а у других - лишь небольшую страховую либо социальную пенсию и доплату к пенсии, устанавливаемую для доведения размера пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации. Разный размер платы за предоставленные социальные услуги вызывает чувство социальной несправедливости и социальную напряженность среди получателей социальных услуг в стационарной форме.
В целях установления единого для всех получателей социальных услуг подхода при исчислении платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме законопроектом предлагается внести изменение в статью 32 Федерального закона, согласно которому размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме не может превышать 75 процентов величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации, в котором проживает получатель социальных услуг.
Принятие законопроекта позволит восстановить социальную справедливость, снизить социальную напряженность среди получателей социальных услуг в стационарной форме.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 32 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
Согласно части второй статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социального обслуживания граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Реализация нормы, предлагаемой законопроектом, может привести к уменьшению размеров ежемесячной платы за предоставление социальных услуг и, как следствие, к увеличению расходов федерального бюджета в целях сохранения объема и качества социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания для их получателей.
Указанные средства должны быть учтены при подготовке проекта федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 32 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 32 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.