Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 448561-8 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и признании утратившими силу статей 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия ее отдельных положений" в связи с повышением минимального размера оплаты труда"
Досье на проект федерального закона
Статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (далее - Закон N 82-ФЗ) предусматривается исчисление минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) исходя из величины медианной заработной платы за предыдущий год. С 2021 года соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы устанавливается в размере 42%, При этом предусматриваются требования о том, что МРОТ должен быть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на очередной год и не ниже МРОТ, установленного на текущий год.
Федеральным законом от 19 декабря 2022 г. N 522-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия ее отдельных положений" (далее - Закон N 522-ФЗ) с 1 января 2023 г. минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) был установлен в сумме 16 242 рубля. При этом соотношение МРОТ с медианной заработной платой за 2021 год составило 45,9%.
Учитывая изложенное, статьей 2 Закона N 522-ФЗ с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2024 г. включительно было приостановлено действие норм статьи 1 Закона N 82-ФЗ, устанавливающих исчисление МРОТ исходя из медианной заработной платы.
Одновременно статьей 3 Закона N 522-ФЗ устанавливался сценарий ускоренного повышения в 2023 и 2024 годах МРОТ путем установления его величины исходя темпа роста МРОТ, превышающего на три процентных пункта темп роста величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, установленной соответственно на 2023 и 2024 годы, по отношению к указанной величине, установленной на предшествующий год.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2023 году дано поручение об обеспечении с 1 января 2024 г. дополнительного повышения МРОТ на 10%.
С учетом увеличения, предусмотренного в 2024 году в соответствии со статьей 3 Закона N 522-ФЗ, проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и признании утратившими силу статей 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия ее отдельных положений" в связи с повышением минимального размера оплаты труда" (далее - законопроект) МРОТ устанавливается с 1 января 2024 г. в сумме 19242 рубля (рост 18,5%). Соотношение с медианной заработной платой за предыдущий год увеличится до 47,7%.
В связи с этим из статьи 1 Закона N 82-ФЗ исключаются нормы, касающиеся установления МРОТ исходя из 42% медианной заработной платы. При этом с 1 января 2024 г. признаются утратившими силу статьи 2 и 3 Закона N 522-ФЗ.
Принятие законопроекта будет способствовать обеспечению повышения заработной платы около 4,8 млн. работников.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих необоснованному возникновению расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом решения не оказывают влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов, аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и признании утратившими силу статей 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия ее отдельных положений" в связи с повышением минимального размера оплаты труда"
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и признании утратившими силу статей 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия ее отдельных положений" в связи с повышением минимального размера оплаты труда" минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) устанавливается с 1 января 2024 г. в сумме 19 242 рубля (рост 18,5%).
Дополнительные расходы на повышение заработной платы работников бюджетной сферы в 2024 году в связи с принятием законопроекта составят: работников федеральных государственных учреждений (к средствам, заложенным в федеральный бюджет) - 19,7 млрд. рублей и работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений -126,4 млрд. рублей. При этом треть бюджетных расходов возвратится в бюджетную систему Российской Федерации в виде уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и налога на доходы физических лиц.
Реализация указанного законопроекта будет осуществляться за счет средств, предусмотренных на 2024 год в соответствующих бюджетах бюджетной системы Российской Федерации.
Дополнительные расходы организаций реального сектора экономики в связи с повышением МРОТ в 2024 году составят 47,4 млрд. рублей (к предыдущему году).
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и признании утратившими силу статей 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменения в статьи) 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия ее отдельных положений" в связи с повышением минимального размера оплаты труда"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и признании утратившими силу статей 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия ее отдельных положений" в связи с повышением минимального размера оплаты труда" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и признании утратившими силу статей 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия ее отдельных положений" в связи с повышением минимального размера оплаты труда"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "(3 минимальном размере оплаты труда" и признании утратившими силу статей 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия ее отдельных положений" в связи с повышением минимального размера оплаты труда" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.