Представленный проект федерального закона изучен в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 июня 1996 года N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации".
Законопроектом предлагается:
дополнить главу 20 "Преступления против семьи и несовершеннолетних" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) статьей 151.3, в которой предусмотреть ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции для лиц, достигших восемнадцатилетнего возраста, ранее два раза в течение одного года подвергнутых административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ);
в качестве квалифицированного состава преступления предусмотреть повышенную ответственность для родителей, педагогических работников либо иных лиц, на которых возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетних;
внести корреспондирующее изменение в статью 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации о производстве предварительного расследования по уголовным делам, предусмотренным проектной нормой, в форме дознания.
По законопроекту полагаем возможным высказать следующее.
Необходимость введения уголовной ответственности за действия по вовлечению несовершеннолетних в процесс потребления табака или никотинсодержащей продукции авторы законопроекта объясняют тем, что административная санкция не всегда может обеспечить надлежащее исполнение положений федерального законодательства о запрете вовлечения несовершеннолетних в процесс потребления табака.
Следует обратить внимание на то, что статья 6.23 КоАП РФ ("Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции") была введена Федеральным законом от 21.10.2013 N 274-ФЗ и, таким образом, действует около 10 лет.
Вместе с тем статистические данные о количестве лиц, привлекаемых к административной ответственности по данной статье, и результаты анализа правоприменительной практики, которые позволяли бы сделать вывод о неэффективности применения указанной нормы, в пояснительной записке не приводятся, что не позволяет оценить обоснованность предлагаемого регулирования, влекущего криминализацию административного по своей сути правонарушения лишь по мотивам его повторного совершения.
С учетом изложенного, полагаем, что вопрос о введении уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции после привлечения лица к административной ответственности нуждается дополнительной аргументации.
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Верховного Суда РФ от 30 июня 2023 г. N 4-ВС-3469/23 "Официальным отзыв на проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Опубликование:
-