Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 450126-8 "О внесении изменения в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части введения прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц"
Досье на проект федерального закона
Законопроект подготовлен в целях введения прогрессивной шкалы налогообложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) в Российской Федерации.
Введение с 1 января 2021 года Федеральным законом от 23 ноября 2020 года N 372-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период" (далее - Федеральный закон) налоговой ставки 15% по НДФЛ вместо 13% в отношении доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период, в целях создания дополнительного источника финансовых средств на лечение детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, нельзя назвать полноценным введением прогрессивного налогообложения в стране.
Дискуссии о необходимости возврата к прогрессивной шкале НДФЛ ведутся с момента её замены на плоскую шкалу с 1 января 2001 года. Особенно они обострились в последнее время в связи усилением запроса общества на социальную справедливость, а также нынешним состоянием экономики страны, огромным, не сокращающимся многие годы разрывом в доходах россиян, ростом инфляции и падением доходов граждан. Особенно остро стоит вопрос об отмене НДФЛ для граждан с низкой заработной платой, поскольку после уплаты НДФЛ у них на руках остается меньше прожиточного минимума, который столь низок, что обеспечивает лишь физиологическое выживание человека.
При установлении минимального порога дохода, освобождаемого от налогообложения, безусловно возникает вопрос о пополнении бюджета, который в большей степени зависит от налогообложения мало- и среднеобеспеченных слоев населения.
В этой связи возникает необходимость существенно увеличить ставку НДФЛ для граждан с высокими и сверхвысокими доходами.
Безусловно, плоская шкала налогообложения легче переносится состоятельными людьми, а прогрессивное налогообложение задевает власть имущих тем больше, чем сильнее растет прогрессия обложения. Поэтому власть имущих всегда выступает против такого способа обложения, а защищающие их интересы финансисты и различные эксперты всегда будут находить доводы против этого.
Учитывая развитие в нашей стране технологий налогового администрирования, осознание многими представителями бизнеса рисков от уклонения налогов, доводы экспертов о том, что при прогрессивном налогообложении состоятельные налогоплательщики будут уходить от высоких налогов, не в полной мере состоятельны.
Следует отметить, что прогрессивное налогообложение существует во многих развитых странах.
С учетом изложенного законопроектом предлагается внести изменение в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающее введение прогрессивного налогообложения с налоговыми ставками в следующих размерах:
0% - если налогооблагаемый доход за налоговый период составляет менее 360 тыс. рублей или равен указанной сумме;
13% - с суммы, превышающей 360 тыс. рублей, если сумма налогооблагаемого дохода за налоговый период составляет более 360 тыс. рублей, но менее либо равна 5 миллионам рублей;
603,2 тыс. рублей и 15% с суммы, превышающей 5 миллионов рублей, если сумма налогооблагаемого дохода за налоговый период составляет более 5 миллионов рублей, но менее либо равна 10 миллионам рублей;
1353,2 тыс. рублей и 25% с суммы, превышающей 10 миллионов рублей, если сумма налогооблагаемого дохода за налоговый период составляет более 10 миллионов рублей, но менее либо равна 50 миллионам рублей;
11353,2 тыс. рублей и 30% с суммы, превышающей 50 миллионов рублей, если сумма налогооблагаемого дохода за налоговый период составляет более 50 миллионов рублей, но менее либо равна 100 миллионам рублей;
26 353,2 тыс. рублей и 35% с суммы, превышающей 100 миллионов рублей, если сумма налогооблагаемого дохода за налоговый период составляет более 100 миллионов рублей.
Применение дифференцированной системы налоговых ставок от 0% до 35% позволит не только перераспределить налоговую нагрузку с граждан с доходами ниже 30 тыс. руб. в месяц и среднего класса в сторону более доходных групп населения, но и при эффективной работе налоговых органов с выявлением неучтенных доходов позволит увеличить поступление налоговых доходов в бюджетную систему.
При возникновении ситуации с неравномерным изменением объемов поступлений от НДФЛ в бюджеты разных регионов полагаем, что следует рассмотреть вопрос об изменении порядка зачисления НДФЛ в нормативе 100% в федеральный бюджет с дальнейшим распределением между субъектами Российской Федерации.
Реализация предлагаемого законопроекта, предусматривающего введение прогрессивной шкалы налогообложения физических лиц позволит не только повысить доходы мало- и среднеобеспеченных групп населения, смягчить социальное неравенство, но и увеличить налоговые поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части введения прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц"
Расчеты о дополнительном поступлении налога на доходы физических лиц в бюджеты субъектов Российской Федерации либо о появлении выпадающих доходов в эти бюджеты в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части введения прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц", направленного на перераспределение налоговой нагрузки с мало- и среднеобеспеченных групп граждан в сторону более доходных групп населения, могут быть произведены после уточнения численности граждан, получающих доходы, облагаемые установленными законопроектом ставками НДФЛ.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с реализацией Федерального закона "О внесении изменения в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части введения прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части введения прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.