Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 451178-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Досье на проект федерального закона
Взыскание алиментов является важным направлением деятельности Федеральной службы судебных приставов, поскольку от их выплаты зависит уровень удовлетворения необходимых, жизненно важных потребностей социально незащищенных категорий граждан - несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей.
В настоящее время алименты, размер которых определен в судебном порядке или нотариально удостоверенным соглашением об уплате алиментов, при недобросовестности плательщиков взыскиваются ФССП России.
В случае ненадлежащего исполнения исполнительного документа о взыскании алиментов должник может быть привлечен к административной и уголовной ответственности.
При уклонении должника от уплаты алиментов и привлечении его к ответственности работа в рамках исполнительного производства по взысканию задолженности по алиментам не прекращается, принимает затяжной характер и не приводит к ожидаемому результату.
В 2022 году в территориальных органах ФССП России на принудительном исполнении находилось свыше 1592 тыс. исполнительных производств о взыскании алиментов.
Взыскано в пользу детей 47,6 млрд. рублей.
Остаток неоконченных исполнительных производств по состоянию на 1 января 2023 г. составил 771,2 тыс.
Количество неоконченных исполнительных производств, в рамках которых должники не приступили к выполнению обязательств по выплате алиментов (производится розыск должников или к должникам применяются меры по их привлечению к административной ответственности по статье 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и к уголовной ответственности по статье 157 Уголовного кодекса Российской Федерации), по состоянию на 1 января 2023 г. составило 153,8 тыс.
В целях создания действенного правового механизма обеспечения принудительного исполнения исполнительных документов и повышения эффективности правового воздействия на лиц, уклоняющихся от выплаты средств на содержание несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей, разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (далее - законопроект), предусматривающий создание отдельного реестра лиц, обязанных уплачивать алименты, который будет являться частью банка данных в исполнительном производстве ФССП России.
В реестр должников по алиментным обязательствам будут включаться сведения о должниках, привлеченных к административной и уголовной ответственности, а также находящихся в розыске.
Порядок формирования и ведения реестра лиц, обязанных уплачивать алименты, содержащий условия включения должника в реестр (исключения его из реестра), будет установлен при внесении изменений в приказ Федеральной службы судебных приставов от 12 мая 2012 г. N 248 "Об утверждении Порядка создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов в электронном виде" (далее - приказ N 248).
Принимая во внимание, что банк данных в исполнительном производстве, создание и ведение которого предусмотрены статьей 6.1 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", содержит информацию обо всех находящихся на исполнении исполнительных производствах (более 113 млн.), отдельный сервис, содержащий сведения о должниках по алиментам, будет являться специальным источником получения информации именно о таких должниках.
В целях получения актуальной информации о трудоустройстве лиц, включенных в реестр должников по алиментным обязательствам, ФССП России необходимо организовать информационное взаимодействие с Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в том числе путем заключения совместного соглашения для оперативного получения информации.
В связи с необходимостью доработки ГИС АИС ФССП России, внесения изменений в приказ N 248 и обеспечения взаимодействия с Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации законопроектом предлагается установить отлагательный срок вступления в законную силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве".
Принятие законопроекта будет способствовать эффективному и качественному исполнению судебных актов, а также повышению мотивации должников, уклоняющихся от уплаты алиментов, к исполнению своих обязанностей.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Реализацию положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве", планируется осуществить в пределах средств, предусмотренных ФССП России, по государственной программе Российской Федерации "Юстиция".
Развитие Государственной информационной системы Автоматизированной информационной системы Федеральной службы судебных приставов планируется осуществить в рамках мероприятия 1.3 "Развитие ГИС АИС ФССП России в части повышения доли безбумажного электронного документооборота" (код: 322.Т.23.006.22-01) ведомственной программы цифровой трансформации ФССП России на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов, одобренной протоколом президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 3 февраля 2023 N 5.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" потребуется внесение изменений в приказ Федеральной службы судебных приставов от 12 мая 2012 г. N 248 "Об утверждении Порядка создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов в электронном виде".
Цель - получение информации о должниках, включенных в реестр должников по алиментным обязательствам, привлеченных к административной, уголовной ответственности за неуплату алиментов, а также объявленных судебным приставом-исполнителем в розыск.
Содержание правового регулирования - создание действенного правового механизма обеспечения принудительного исполнения исполнительных документов и повышения эффективности правового воздействия на лиц, уклоняющихся от выплаты средств на содержание несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей.
Срок подготовки - апрель 2024 г.
Головной исполнитель - ФССП России.