Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 452012-8 "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
Досье на проект федерального закона
Концепцией представленного законопроекта является защита прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП) - клиентов кредитных организаций, при совершении ими операций по безналичному переводу доходов от предпринимательской деятельности со своих банковских счетов на банковские счета физических лиц.
В настоящее время юридические лица и ИП при осуществлении переводов со своих банковских счетов на банковские счета физических лиц, уплачивают обслуживающим их банкам комиссионное вознаграждение в размере от 2% до 15% от суммы переводимых средств, при превышении, в среднем, 200 тысяч рублей накопленной суммы переводов за месяц. Одновременно, комиссионное вознаграждение при переводах денежных средств между банковскими счетами юридических лиц и ИП составляет 20-100 рублей за операцию вне зависимости от накопленной суммы либо частоты переводов в месяц.
Например, при распределении 2 млн. рублей чистой прибыли общества с ограниченной ответственностью в равных долях между 2 участниками общества, один из которых является юридическим лицом, а другой - физическим лицом, комиссионное вознаграждение крупнейших банков (Сбербанк, Альфа-Банк, Банка Открытие, Росбанк, Тинькофф банка) в первом случае составит, в среднем, 80 рублей, а во втором - 35 000 рублей (3,5%). Фактически сложилась недопустимая ситуация, когда кредитные организации, действуя согласованно, устанавливают размеры банковских комиссий за безналичные переводы для юридических лиц и ИП, в размерах, сопоставимых с установленными Налоговым кодексом налогами на доходы с предпринимательской деятельности.
Реагируя на упомянутую практику установления запретительных тарифов на осуществление безналичных переводов, Банк России рекомендовал кредитным организациям воздержаться от применения мер повышенной тарификации в отношении максимально широкого спектра экономически обоснованных операций по переводу средств со счетов юридических лиц и ИП на банковские счета физических лиц (методические рекомендации N 2-МР от 12.02.20 и N 4-МР от 24.03.22). Однако, по мнению Банка России, в настоящее время указанные методические рекомендации "фактически утратили актуальность" ввиду создания Платформы Банка России "Знай своего клиента" и принятия Федерального закона N 112-ФЗ, вступившего в силу с 01.07.2022 года, прямо установившего, что к мерам по борьбе с отмыванием денежных средств полученных преступным путем и финансирования терроризма не относится установление дополнительных (повышенных размеров) комиссионных и иных вознаграждений, взимаемых кредитными организациями при осуществлении их клиентами операций с денежными средствами.
Продолжающееся в настоящее время взимание кредитными организациями различающихся в десятки и сотни раз комиссионных вознаграждений за осуществление одним клиентом банковской операции одного вида - безналичный перевод денежных средств, очевидно, не может быть обосновано экономическими причинами (себестоимостью банковской операции), поскольку речь идет об одном и том же операционном процессе осуществления банковской операции.
Указанная практика также не может быть обоснована борьбой с отмыванием денежных средств, в силу уже упомянутого выше прямого запрета использования такой меры в законодательстве (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма").
Исходя из изложенного следует, что кредитные организации, как единственный институт, правомочный на осуществление безналичных расчетов, извлекают сверхприбыль из своего правового положения, действуя недобросовестно. С учетом тенденций последних лет по устойчивому перемещению финансовых потоков хозяйствующих субъектов и населения из наличной в безналичную форму (по данным Банка России, в 2022 году проведено 79,5 млрд. платежей на сумму 1592,3 трлн. рублей), проблема законодательного обеспечения и защиты интересов клиентов кредитных организаций при осуществлении безналичных расчетов является актуальной и требует решения.
Законопроектом предлагается ограничить комиссии банков, взимаемых за безналичные переводы денежных средств, признаваемых доходами от предпринимательской деятельности клиентов - юридических лиц и ИП (дивиденды, распределение чистой прибыли между участниками общества, доходы индивидуального предпринимателя), на банковские счета физических лиц, в размере, не превышающем размер комиссий, взимаемых банками при проведении идентичных безналичных переводов, совершаемых между счетами юридических лиц и ИП.
Следует отметить, что функционирующая с 01.07 2022 года Платформа Банка России "Знай своего клиента" ежедневно обеспечивает все кредитные организации информацией об отнесении юридических лиц и ИП к одной из трех групп риска проведения подозрительных операций. По состоянию на 31.12.2022 из 7 млн. российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 98,0% отнесены к низкому уровню риска, 1,1% - к среднему, 0,9% - к высокому.
Таким образом, реализация проектируемых положений законопроекта позволит добросовестным организациям, предпринимателям и гражданам проводить безналичные банковские операции без искусственных ограничений в виде заградительных тарифов обслуживающих их кредитных организаций. В отношении недобросовестных экономических агентов, осуществляющих сомнительные операции ("транзитные" операции, "обналичивание" со счетов "подставных" физических лиц и т.д.) кредитные организации должны будут не устанавливать заградительные тарифы (зарабатывая на проведении таких операций), а применять меры в виде отказа в проведении банковских операций и расторжения договора банковского счета в одностороннем порядке.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.