Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 452641-8 "О внесении изменения в статью 236 Трудового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 236 Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2023 г. N 16-П по делу о проверке конституционности статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго части первой статьи 327.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И.Б. Сергеева в целях реализации права работника на выплату в полном размере причитающейся ему заработной платы без какой-либо дискриминации.
В соответствии с частью первой статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) обязанность работодателя по выплате работнику процентов (денежной компенсации) при нарушении установленного срока выплаты заработной платы и (или) других выплат или в случае неполной выплаты в установленный срок денежных средств, причитающихся работнику, возникает в связи с не выплатой в срок указанных сумм и рассчитывается за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
В этой связи зачастую при рассмотрении трудовых споров суды связывают наступление данной обязанности работодателей непосредственно с фактом начисления работнику соответствующих выплат, не применяя положения статьи 236 Кодекса к суммам, которые не начислялись и право на которые стало предметом спора, ограничиваясь взысканием в пользу работников спорных выплат без учета предусмотренных законом процентов, тем самым фактически освобождая работодателей от материальной ответственности за неначисление причитающихся работнику выплат.
Кроме того, часть первая статьи 236 Кодекса не позволяет однозначно определить дату, с которой следует начислять соответствующие проценты (денежную компенсацию), в случае признания за работником права на получение тех или иных выплат.
В этой связи законопроектом предлагается внести изменения в статью 236 Кодекса в части определения, что проценты (денежная компенсация) подлежат взысканию с работодателя и в том случае, когда причитающиеся работнику выплаты не были ему начислены своевременно, а решением суда было признано право работника на их получение. При этом размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных денежных сумм со дня, следующего за днем, когда в соответствии с действующим правовым регулированием эти выплаты должны были быть выплачены при своевременном их начислении, по день фактического расчета включительно.
Законопроект содержит требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности либо бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Принятие законопроекта не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской деятельности.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 236 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 236 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 236 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 236 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 236 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 236 Трудового кодекса Российской Федерации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановление, изменение или принятие нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.