Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 448556-8 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" (далее соответственно - законопроект, Фонд, ОМС) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и Основными направлениями бюджетной и налоговой политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Параметры бюджета Фонда рассчитаны в соответствии с основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов от 8 сентября 2023 г., по базовому варианту (далее - прогноз от 8 сентября 2023 г.).
Составление бюджета Фонда осуществлено на основании актуализированных параметров.
Наименование показателей |
Прогноз |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
Фонд заработной платы работников организаций, млрд. рублей |
прогноз от 13 апреля 2023 г. |
36 867 |
39 956 |
42 933 |
46 171 |
прогноз от 8 сентября 2023 г. |
38 159 |
42 364 |
45 459 |
48 755 |
|
отклонение |
1 292 |
2 408 |
2 526 |
2 584 |
|
Индекс потребительских цен |
прогноз от 13 апреля 2023 г |
1,053 |
1,040 |
1,040 |
1,040 |
прогноз от 8 сентября 2023 г. |
1,075 |
1,045 |
1,040 |
1,040 |
|
отклонение |
0,022 |
0,005 |
0,0 |
0,0 |
|
Темп роста среднемесячной начисленной заработной платы, % |
прогноз от 13 апреля 2023 г |
110,9 |
107,9 |
107,0 |
106,6 |
прогноз от 8 сентября 2023 г. |
112,4 |
109,8 |
106,8 |
106,4 |
|
отклонение |
1,5 пп |
1,9 пп |
-0,2 пп |
-0,2 пп |
Фонд заработной платы в прогнозе от 8 сентября 2023 г. увеличился в 2024 году на 2 408 млрд. рублей, в 2025 году - на 2 526 млрд. рублей, в 2026 году - на 2 584 млрд. рублей по сравнению с прогнозом от 13 апреля 2023 г.
Расчет показателей бюджета Фонда произведен на численность граждан, застрахованных по ОМС, по состоянию на 1 января 2023 г. в количестве 144 155,2 тыс. человек, в том числе работающего населения - 62 938,0 тыс. человек, неработающего населения - 81 217,2 тыс. человек.
Изменились показатели для расчета страховых взносов за работающее население, проектируемые главным администратором доходов - Федеральной налоговой службой: коэффициент собираемости в расчетах принят на уровне 0,9979, коэффициент корректировки фонда заработной платы 1,008, в том числе для определения облагаемой базы в пределах установленной предельной величины - в размере 0,908 и свыше установленной предельной величины базы - 0,100, тогда как в бюджете на 2023 - 2025 годы эти показатели составляли соответственно 0,903 и 0,107.
С учетом уточненных параметров основные показатели бюджета Фонда характеризуются следующими данными:
млн. руб.
Показатели |
2023 год (утверждено) |
2024 год проект |
2025 год проект |
2026 год проект |
Остатки на начало года |
182 064,7 |
216 238,9 |
69 153,3 |
35 314,4 |
Всего доходов |
3 135 418,3 |
3 738 679,4 |
3 931 693,0 |
4 192 138,5 |
Всего расходов |
3 219 312,1 |
3 885 765,0 |
3 965 531,9 |
4 210 301,7 |
Дефицит (-), профицит (+) |
- 83 893,8 |
- 147 085,6 |
- 33 838,9 |
- 18 163,2 |
Остатки на конец года |
98 170,9 |
69 153,3 |
35 314,4 |
17 151,2 |
Бюджет Фонда на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов сбалансирован переходящими остатками средств.
Доходы
Доходы бюджета Фонда на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов сформированы в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и от 30 ноября 2011 г. N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения".
Общий объем доходов бюджета Фонда планируется на 2024 год в сумме 3 738,7 млрд. рублей, на 2025 год - 3 931,7 млрд. рублей, на 2026 год - 4 192,1 млрд. рублей.
млн. руб.
Показатели |
2023 год (утверждено) |
2024 год |
2025 год |
2026 год проект |
Всего доходов, в том числе: |
3 135 418,3 |
3 738 679,4 |
3 931 693,0 |
4 192 138,5 |
Страховые взносы на ОМС, из них: |
2 686 384,8 |
3 189 597,8 |
3 378 659,0 |
3 607 021,6 |
на ОМС работающего населения |
1 788 237,8 |
2 167 987,9 |
2 274 804,2 |
2 437 234,0 |
на ОМС неработающего населения |
898 147,0 |
1 021 609,9 |
1 103 854,8 |
1 169 787,6 |
Налоговые доходы |
14 915,0 |
32 863,0 |
42 702,8 |
52 485,3 |
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета |
429 427,1 |
486 601,1 |
504 290,2 |
526 173,8 |
Страховые взносы на ОМС неработающего населения по новым субъектам РФ |
|
23 952,8 |
|
|
Прочие неналоговые доходы |
4 691,4 |
5 664,7 |
6 041,0 |
6 457,8 |
По доходам бюджета Фонда отмечается положительная динамика по всем источникам поступлений.
В 2024 году размер страховых взносов на ОМС и налоговых доходов увеличится по сравнению с предыдущим годом на 521,2 млрд. рублей (на 19,3%), в 2025 году - на 198,9 млрд. рублей (на 6,2%), в 2026 году - на 238,1 млрд. рублей (на 7,0%).
Основным источником доходов бюджета Фонда являются страховые взносы на ОМС, на долю которых приходится в 2024 году 85,0%, в 2025 году - 85,9%, в 2026 году - 86,0 процентов.
Размер страховых взносов на ОМС запланирован на 2024 год в сумме 3 189,6 млрд. рублей, на 2025 год - 3 378,7 млрд. рублей, на 2026 год -3 607,0 млрд. рублей. Указанный объем формируется из страховых взносов на ОМС работающего населения и страховых взносов на ОМС неработающего населения.
Страховые взносы на ОМС работающего населения
Расчет страховых взносов на ОМС работающего населения произведен с учетом вступивших в силу с 1 января 2023 года Федеральных законов от 14.07.2022 N 239-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" и N 264-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 1 статьи 145 Бюджетного кодекса Российской Федерации", предусматривающих введение единого тарифа страхового взноса для государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов в размере 30% и свыше установленной единой предельной величины базы - 15,1%, норматива отчислений в Федеральный фонд - 18,3 процента.
Сумма страховых взносов на ОМС работающего населения, поступающих в доход бюджета Фонда, рассчитана в соответствии с Методикой прогнозирования поступлений доходов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 27 марта 2023 г. N ЕД-7-1/186@, исходя из фонда заработной платы по прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год в размере 42 364 млрд. рублей, на 2025 год - 45 459 млрд. рублей, на 2026 год - 48 755 млрд. рублей. Для расчета поступлений страховых взносов на ОМС работающего населения использовались данные отчетности Федеральной налоговой службы за 2022 год по форме 8-СВ "О базе для начисления страховых взносов и структуре начислений по страховым взносам" и других форм налоговой отчетности.
Общий размер страховых взносов на ОМС работающего населения оценивается на 2024 год в сумме 2 168,0 млрд. рублей с приростом к предыдущему году на 379,8 млрд. рублей или на 21,2%, на 2025 год - 2 274,8 млрд. рублей, (прирост 106,8 млрд. рублей, 4,9%) на 2026 год - 2 437,2 млрд. рублей (прирост 162,4 млрд. рублей, 7,1%).
Для основной категории плательщиков объем поступления страховых взносов на ОМС работающего населения в 2024 - 2026 годах рассчитан в пределах установленной единой предельной величины базы по тарифу 5,5%, свыше установленной единой предельной величины базы - 2,8%. По указанным плательщикам планируется поступление страховых взносов на ОМС в пределах установленной единой предельной величины базы в сумме в 2024 году - 1 777,5 млрд. рублей, в 2025 году - 1 911,6 млрд. рублей, в 2026 году - 2 050,2 млрд. рублей; свыше установленной единой предельной величины базы в 2024 году - 117,3 млрд. рублей, в 2025 году - 126,1 млрд. рублей, в 2026 году - 135,2 млрд. рублей.
Объем поступления страховых взносов на ОМС от плательщиков, применяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах пониженные тарифы, планируется в пределах установленной единой предельной величины базы в 2024 году в сумме 147,5 млрд. рублей, в 2025 году - 157,3 млрд. рублей, в 2026 году - 168,7 млрд. рублей; свыше установленной единой предельной величины базы - в 2024 году - 20,0 млрд. рублей, в 2025 году - 21,4 млрд. рублей, в 2026 году - 23,0 млрд. рублей.
В доходах бюджета Фонда учтены поступления страховых взносах на ОМС работающего населения, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, осуществляющими свою деятельность на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей в 2024 году в сумме 14,8 млрд. рублей, в 2025 году - 15,6 млрд. рублей, в 2026 году - 16,5 млрд. рублей
Для плательщиков, производящих выплаты в пользу прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, судей федеральных судов, мировых судей объем поступления страховых взносов на ОМС работающего населения в 2024 - 2026 годах рассчитан по тарифу 5,1%. По указанным плательщикам объем планируемых страховых взносов в 2024 году оценивается в сумме 10,6 млрд. рублей, в 2025 году - 11,4 млрд. рублей, в 2026 году - 12,2 млрд. рублей.
Поступление страховых взносов на ОМС в фиксированном размере от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам, рассчитано исходя из среднегодовой численности данной категории плательщиков за 2022 год (3,5 млн. человек) по данным Федеральной налоговой службы, совокупного фиксированного размера страхового взноса 49 500 рублей и норматива отчисления в Фонд - 19,8922%. Поступления в доход бюджета Фонда по данной категории плательщиков планируются в 2024 - 2026 годах в сумме по 31,5 млрд. рублей ежегодно.
Страховые взносы на ОМС неработающего населения
Размер страховых взносов на ОМС неработающего населения рассчитан в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения", исходя из численности застрахованного по ОМС неработающего населения по состоянию на 1 января 2023 г. в количестве 81 217,2 тыс. человек (по данным единого регистра застрахованных лиц, включающем региональные сегменты, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
На 2024 - 2026 годы расчет страховых взносов на ОМС неработающего населения произведен исходя из тарифа 18 864,6 рубля, коэффициентов дифференциации и коэффициентов удорожания стоимости медицинских услуг, установленных Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов".
Размер поступления страховых взносов на ОМС неработающего населения определен в следующих объемах: на 2024 год в сумме 1 021,6 млрд. рублей с приростом к предыдущему году на 123,5 млрд. рублей или на 13,8%, на 2025 год - 1 103,9 млрд. рублей (прирост 82,3 млрд. рублей, 8,1%), на 2026 год -1 169,8 млрд. рублей (прирост 65,9 млрд. рублей, 6,0%) с учетом коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг (соответственно 1,503, 1,624, 1,721).
Кроме того, на 2024 год в бюджете Фонда предусматривается поступление страховых взносов на ОМС неработающего населения за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в сумме 24,0 млрд. рублей, объем которого определен исходя из прогнозной численности населения, проживающего в соответствующем субъекте Российской Федерации по состоянию на 1 января 2024 года, за исключением численности работающего населения на 1 июля 2023 года по данным Федеральной налоговой службы и тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения, рассчитанного согласно Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения".
Прогнозная численность населения в новых субъектах Российской Федерации на 1 января 2024 года определена в количестве 3 227 429 человек, исходя из данных МВД России об оформленных на 12 сентября 2023 года на указанных территориях 2 827 429 паспортов гражданина Российской Федерации (письмо МВД России от 14.09.2023 N 1/10892) с оценкой выдачи паспортов гражданина Российской Федерации до конца 2023 года дополнительно в количестве 400 тысяч.
В целях определения размера страховых взносов на ОМС неработающего населения по новым субъектам Российской Федерации подготовлены изменения в статью 5 Федерального закона от 17 февраля 2023 г. N 16-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области".
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета
В бюджете Фонда предусматриваются межбюджетные трансферты из федерального бюджета на 2024 год в размере 486,6 млрд. рублей, на 2025 год - 504,3 млрд. рублей, на 2026 год - 526,2 млрд. рублей, распределение которых характеризуется следующими данными:
млн. руб.
Показатели |
2023 год (утверждено) |
2024 год |
2025 год |
2026 год проект |
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, всего, в том числе: |
429 427,1 |
486 601,1 |
504 290,2 |
526 173,8 |
на компенсацию выпадающих доходов в связи с пониженными тарифами страховых взносов |
149 390,0 |
198 158,7 |
209 345,6 |
224 524,2 |
на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями |
140 000,0 |
140 000,0 |
140 000,0 |
140 000,0 |
на обеспечение нестраховых расходов (ВМП вне базовой программы ОМС и родовой сертификат) |
130 037,1 |
138 442,4 |
144 561,7 |
150 848,5 |
на проведение медицинской реабилитации |
10 000,0 |
10 000,0 |
10 382,9 |
10 801,1 |
Объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в доходах бюджета Фонда в 2024 году занимает 13,0%, в 2025 году - 12,8%, в 2026 году - 12,6 процента.
Расчет компенсации выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с пониженными тарифами страховых взносов на ОМС работающего населения произведен, в соответствии с нормами статьи 20 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" по данным отчетности Федеральной налоговой службы по форме N 8-СВ о размерах облагаемой базы для начисления страховых взносов за 2022 год по категориям плательщиков, для которых установлены единые пониженные тарифы страховых взносов в соответствии со статьей 427 Налогового кодекса Российской Федерации.
Объем межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи по профилю "Онкология" соответствуют показателям федерального проекта "Борьба с онкологическими заболеваниями" национального проекта "Здравоохранения".
Межбюджетные трансферты на обеспечение нестраховых расходов в части высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, определены исходя из планируемых объемов и стоимости медицинской помощи в разрезе профилей, в части оплаты родового сертификата - исходя из прогноза рождаемости и стоимости родового сертификата.
Межбюджетные трансферты на проведение медицинской реабилитации предусматриваются в бюджете Фонда с 2022 года в целях выполнения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 г.
Налоговые поступления
Объем поступлений налога на профессиональный доход, налогов на совокупный доход, а также задолженности по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам планируется на 2024 год в сумме 32,9 млрд. рублей, на 2025 год - 42,7 млрд. рублей, на 2026 год - 52,5 млрд. рублей, объем которых подтвержден главным администратором доходов - Федеральной налоговой службой.
Основная доля в налоговых поступлениях приходится на налог на профессиональный доход. Объем поступлений налога на профессиональный доход по сравнению с объемами, одобренными в проекте основных характеристик бюджета Фонда на 2024 - 2026 годы, увеличится в 2024 году на 16,4 млрд. рублей, в 2025 году - на 25,6 млрд. рублей, в 2026 году - на 34,7 млрд. рублей, что обусловлено изменением порядка прогнозирования поступлений по указанному налогу в соответствии с Методикой прогнозирования поступлений доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации на текущий год, очередной финансовый год и плановый период, утвержденной Федеральной налоговой службой от 08.08.2023 N СД-7-1/525@, учитывающей показатель прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, характеризующий динамику прибыли прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета, вместо ранее применяемого индекса потребительских цен.
Прочие неналоговые поступления
Объем доходов бюджета Фонда от прочих неналоговых поступлений, которые не имеют системного (регулярного) характера, рассчитан в соответствии с Методикой прогнозирования поступлений доходов в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, администрируемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, утвержденной приказом Фонда от 18.01.2022 N 7а, и планируется на 2024 год в сумме 5,7 млрд. рублей, на 2025 год - 6,0 млрд. рублей, на 2026 год - 6,5 млрд. рублей.
Расходы
Расходные обязательства бюджета Фонда на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов обеспечивают цели и задачи развития здравоохранения и ОМС, определенные Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", государственной программой Российской Федерации "Развитие здравоохранения", национальным проектом "Здравоохранение" посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральными законами "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами.
Планирование расходов бюджета Фонда осуществляется в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" и комплекса процессных мероприятий "Организационно-методическое обеспечение разработки программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и организация обязательного медицинского страхования в Российской Федерации" указанной государственной программы.
Оценка расходов бюджета Фонда произведена с учетом планируемых доходов на трехлетний период и прогнозируется на 2024 год в сумме 3 885,8 млрд. рублей с приростом к предыдущему году на 666,5 млрд. рублей или на 20,7%, на 2025 год - 3 965,5 млрд. рублей (прирост 79,7 млрд. рублей, 2,1%), на 2026 год - 4 210,3 млрд. рублей (прирост 244,8 млрд. рублей, 6,2%).
Распределение расходов по отдельным направлениям характеризуется следующими данными:
млн. руб.
Показатели |
2023 год (утверждено) |
2024 год |
2025 год |
2026 год проект |
Всего расходов, из них: |
3 219 312,1 |
3 885 765,0 |
3 965 531,9 |
4 210 301,7 |
Субвенция на финансовое обеспечение базовой программы ОМС |
2 746 943,7 |
3 120 181,0 |
3 336 423,1 |
3 559 416,2 |
Средства ФГУ на оказание медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС |
163 644,0 |
213 713,7 |
228 359,8 |
243 561,7 |
Оплата высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС |
120 328,3 |
131 318,6 |
137 637,7 |
144 031,8 |
Средства, передаваемые бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (родовой сертификат) |
15 166,1 |
12 581,1 |
12 381,3 |
12 274,0 |
Нормированный страховой запас |
170 427,8 |
257 574,7 |
248 687,8 |
248 915,4 |
Межбюджетный трансферт, передаваемый федеральному бюджету от поступления страховых взносов, срок уплаты которых был продлен на 12 месяцев |
0,0 |
148 210,5 |
0,0 |
0,0 |
Финансовое и материально-техническое обеспечение Фонда, всего |
1 555,5 |
2 185,4 |
2 042,2 |
2 102,6 |
Основной статьей расходов бюджета Фонда является субвенция, которая в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" предоставляется в бюджеты территориальных фондов ОМС в целях финансового обеспечения базовой программы ОМС на территориях субъектов Российской Федерации.
В структуре расходов бюджета Фонда на долю субвенций приходится более 80 процентов.
В бюджете Фонда предусмотрена субвенция для распределения по субъектам Российской Федерации на 2024 год в размере 3 120,2 млрд. рублей, на 2025 год - 3 336,4 млрд. рублей, на 2026 год - 3 559,4 млрд. рублей.
По сравнению с предыдущим годом прирост субвенции в 2024 году составит 373,3 млрд. рублей, или 13,6%, в 2025 году - 216,2 млрд. рублей (6,9%), в 2026 году - 223,0 млрд. рублей (6,7%).
На 2024 год в приложении 4 к Федеральному закону "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" предусматривается распределение субвенций в разрезе субъектов Российской Федерации.
Общий объем субвенций, предоставляемых бюджетам территориальных фондов ОМС, определен по Методике, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462 "О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования", на основе данных о численности застрахованных лиц на 1 января 2023 года, подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС, коэффициента дифференциации для каждого субъекта Российской Федерации и коэффициента корректировки по доле участия федеральных медицинских организаций в территориальной программе ОМС.
Кроме того, с учетом предлагаемых изменений в Методику распределения субвенций вводится коэффициент доступности медицинской помощи, который позволит учесть более равномерное ее распределение в зависимости от расселения населения на территории Российской Федерации. Проект соответствующего постановления Правительства Российской Федерации подготовлен.
Планируемый размер субвенции обеспечивает подушевой норматив финансового обеспечения базовой программы ОМС на 2024 год в размере 17 932,5 рублей, на 2025 год - 19 175,3 рублей, на 2026 год - 20 456,9 рублей, который предусмотрен в проекте Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов. Указанные размеры подушевого норматива рассчитаны исходя из нормативов объемов медицинской помощи, входящей в базовую программу ОМС, в расчете на 1 застрахованное лицо и нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в расчете на 1 застрахованное лицо, запланированных в проекте названной Программы и сформированных в том числе с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации от 8 сентября 2023 г.
За счет субвенций обеспечивается реализация базовой программы ОМС, в рамках которой оказывается первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь и диспансеризацию, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь по установленному перечню.
Оплата указанной медицинской помощи осуществляется по тарифам, учитывающим расходы медицинских организаций, установленные Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (часть 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ).
Размер субвенции обеспечивает:
- сохранение соотношения заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе по врачам - 200%, среднему медицинскому персоналу - 100% в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 с учетом доли средств ОМС в фонде оплаты врачей и среднего медицинского персонала - 83,0%;
- увеличение заработной платы младшего медицинского персонала и прочего персонала на индекс потребительских цен с 1 октября;
- увеличение остальных расходов медицинских организаций, работающих в сфере ОМС, на индекс потребительских цен с 1 января;
- финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения;
- мероприятия по медицинской реабилитации застрахованных лиц, в том числе перенесших COVID-19, во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 г. На указанные цели в субвенции предусматривается на 2024 год - 10,0 млрд. рублей, на 2025 год - 10,4 млрд. рублей и на 2026 год - 10,8 млрд. рублей. Указанные расходы предусмотрены за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Фонда.
На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, в бюджете Фонда планируются целевые средства с учетом увеличения на темп роста заработной платы и индекс потребительских цен по прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации от 8 сентября 2023 г. на 2024 год в сумме 131,3 млрд. рублей, на 2025 год - 137,6 млрд. рублей, на 2026 год - 144,0 млрд. рублей.
На финансовое обеспечение специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС, оказываемой федеральными медицинскими организациями, запланировано на 2024 год 213,7 млрд. рублей, на 2025 год - 228,4 млрд. рублей, на 2026 год - 243,6 млрд. рублей. Указанное решение позволит повысить доступность указанной медицинской помощи больным со сложными и тяжелыми случаями заболеваний, независимо от места их проживания, доведя ее объем до 60% от общего объема оказываемой специализированной медицинской помощи согласно Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Объемы финансового обеспечения определены с учетом включения новых методов высокотехнологичной медицинской помощи с использованием ряда уникальных методов лечения, применяемых при сердечно-сосудистой хирургии и трансплантации органов.
Объем бюджетных ассигнований на вышеуказанные расходные обязательства определен по Методике планирования бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, оказываемой гражданам Российской Федерации медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, и частными медицинскими организациями, а также предоставление застрахованным по ОМС лицам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, в соответствии с едиными требованиями базовой программы ОМС, утвержденной приказом Фонда от 20 февраля 2023 г. N 22.
В рамках демографической политики в 2024 - 2026 годах планируется предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни в 2024 году - 12,6 млрд. рублей, в 2025 году - 12,4 млрд. рублей, в 2026 году - 12,3 млрд. рублей с учетом прогнозируемого уровня рождаемости.
Законопроектом предлагается зарезервировать в бюджете Фонда средства нормированного страхового запаса на 2024 год в сумме 257,6 млрд. рублей, на 2025 год - 248,7 млрд. рублей, 2026 год - 248,9 млрд. рублей.
Указанные средства будут направляться:
- на софинансирование расходов на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала в целях устранения кадрового дефицита;
- на выплаты стимулирующего характера за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических осмотров населения;
- на финансовое обеспечение расходов по оказанию медицинской помощи лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, проживающим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- на финансовое обеспечение отдельных решений Правительства Российской Федерации.
На обеспечение целевых мероприятий Фонда, включая его содержание, предусматриваются бюджетные ассигнования на 2024 год в размере 2,2 млрд. рублей, на 2025 год - 2,0 млрд. рублей, на 2026 год -2,1 млрд рублей. Расходы на указанные цели в 2024 году составят 0,06% от общих расходов бюджета Фонда в 2025 и в 2026 году - по 0,05 процента.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
Проект федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" (далее соответственно - законопроект, Фонд, ОМС) подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов от 8 сентября 2023 года.
Законопроектом предлагается утвердить доходы бюджета Фонда на 2024 год в сумме 3 738,7 млрд. рублей, на 2025 год - 3 931,7 млрд. рублей, на 2026 год - 4 192,1 млрд. рублей.
Кроме того, на 2024 год в бюджете Фонда предусматриваются доходы от поступления страховых взносов на ОМС неработающего населения из бюджетов Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в сумме 24,0 млрд. рублей.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предусмотрены:
- на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения: в 2024 - 2026 годах по 140,0 млрд. рублей ежегодно;
- на обеспечение нестраховых расходов (оплата высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, и родового сертификата): на 2024 год - 138,4 млрд. рублей, на 2025 год - 144,6 млрд. рублей, на 2026 год - 150,8 млрд. рублей;
- на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением отдельным плательщикам страховых взносов пониженных тарифов: в 2024 году - 198,2 млрд. рублей, в 2025 году - 209,3 млрд. рублей, в 2026 году - 224,5 млрд. рублей;
- на проведение медицинской реабилитации: в 2024 году - 10,0 млрд. рублей, в 2025 году - 10,4 млрд. рублей, в 2026 году - 10,8 млрд. рублей.
Законопроектом предлагается утвердить общий объем расходов бюджета Фонда на 2024 год в сумме 3 885,8 млрд. рублей, на 2025 год - 3 965,5 млрд. рублей, на 2026 год - 4 210,3 млрд. рублей.
В целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению базовой программы ОМС в бюджете Фонда предусмотрена субвенция в бюджеты территориальных фондов ОМС: на 2024 год - 3 120,2 млрд. рублей, на 2025 год - 3 336,4 млрд. рублей, на 2026 год - 3 559,4 млрд. рублей.
На предоставление средств федеральным медицинским организациям на оказание медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, предусмотрено на 2024 год - 213,7 млрд. рублей, на 2025 год - 228,4 млрд. рублей, на 2026 год - 243,6 млрд. рублей.
На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, планируется направить из бюджета Фонда в 2024 году - 131,3 млрд. рублей, в 2025 году -137,6 млрд. рублей, в 2026 году - 144,0 млрд. рублей.
Планируется предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни на 2024 год в сумме 12,6 млрд. рублей, на 2025 год - 12,4 млрд. рублей, на 2026 год - 12,3 млрд. рублей.
Законопроектом предлагается зарезервировать в бюджете Фонда средства нормированного страхового запаса на 2024 год в сумме 257,6 млрд. рублей, на 2025 год - 248,7 млрд. рублей, 2026 год - 248,9 млрд. рублей.
На обеспечение целевых мероприятий Фонда, включая его содержание, предусматриваются бюджетные ассигнования на 2024 год в сумме 2,2 млрд. рублей, на 2025 год - 2,0 млрд. рублей, 2026 год - 2,1 млрд. рублей.
Бюджет Фонда на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов сбалансирован за счет переходящих остатков.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
Принятие Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" потребует издания постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в методику распределения субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования".
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки |
Срок подготовки |
Цель, предмет и содержание правового регулирования |
Исполнитель и соисполнители разработки проекта нормативного правового акта |
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" |
Статья 51 законопроекта ГАРАНТ:По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статья 5 законопроекта |
Одновременно с проектом федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов". |
Уточнение периода предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для формирования нормированного страхового запаса территориального фонда на цели, указанные в пункте 4 части 6 статьи 26 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и для осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения, а также уточнение правового положения Федерального фонда. |
Минздрав России, Минфин России, Минэкономразвития России, ФОМС |
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" |
Статья 5 законопроекта |
Одновременно с проектом федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов". |
Уточнение сроков реализации отдельных положений статьи 5 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области", введение нормы о порядке расчета страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области, а также введение нормы об определении размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения для новых субъектов Российской Федерации с определением источника их финансового обеспечения и о финансовом обеспечении оказания медицинской помощи лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, проживающим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. |
Минздрав России, Минфин России, Минэкономразвития России, ФОМС |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.