Досье на проект федерального закона
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" к традиционным ценностям среди прочего относятся патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, историческая память и преемственность поколений. В качестве одного из основных направлений решения проблем в области сохранения и укрепления традиционных ценностей провозглашается повышение эффективности деятельности научных, образовательных, просветительских организаций и организаций культуры по защите исторической правды, сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации истории. Одним из инструментов достижения поставленной цели может стать развитие системы музеев образовательных и научных организаций. В связи с вышеизложенным, проект федерального закона направлен на регламентацию статуса музеев, являющихся структурными подразделениями государственных научных организаций и государственных профессиональных образовательных организаций или государственных образовательных организаций высшего образования, а также выделение новой категории "экспозиционно-воспитательные центры" в целях систематизации действующего законодательства, разграничения понятий и развития таких структурных подразделений.
На сегодняшний день сложилась практика использования термина "музей" как в значении, установленном Федеральным законом от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", - т.е. некоммерческого учреждения культуры, созданного собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также для достижения иных целей, определенных настоящим Федеральным законом, так и в смысле, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", - т.е. структурного подразделения образовательной организации. При этом в большинстве случаев вышеозначенные музеи создаются для достижения разных целей. Далеко не все музеи (как структурные подразделения образовательных организаций) создаются для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, в особенности в общеобразовательных организациях они в основном выполняют воспитательную и просветительскую функции. Вместе с тем созданные в структуре государственных профессиональных образовательных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования музеи могут как хранить, изучать и публично представлять музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, так и заниматься исключительно воспитанием и просвещением обучающихся. Также неурегулированным остается статус музеев, являющихся структурными подразделениями государственных научных организаций, в большинстве случаев такие организации вынуждены именовать соответствующие структурные подразделения "научно-исследовательскими лабораториями", "исследовательскими центрами" и т.п. - данный подход приводит к неверному целеполаганию в деятельности структурных подразделений, что ставит под угрозу сохранность культурных ценностей. Таким образом, статус всех вышеозначенных музеев, цели и порядок создания, условия функционирования недостаточно урегулированы, что препятствует не только финансированию их деятельности, но и развитию системы в целом.
Музеи в различных статусах уже функционируют во многих образовательных организациях и имеют значительный воспитательный, просветительский, научно-исследовательский и образовательный потенциал, часто даже несмотря на отсутствие культурных ценностей в коллекциях таких музеев. В них хранятся архивные материалы об истории создания образовательной организации, о выдающихся выпускниках, включая Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации. Такие музеи позволяют изучать историю родного края, своей малой Родины, а также помогают в восстановлении истории семьи и создании семейного древа.
Несмотря на недостаток нормативной правовой базы и финансирования, например, в образовательных организациях высшего образования функционируют более 350 музеев. По данным Министерства культуры Российской Федерации, в них хранятся более 3 342 000 музейных предметов, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации. Такие музейные предметы используются в научных исследованиях и образовательных программах.
Кроме того, на площадке сторонников Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" были проведены обсуждения в 85 регионах России с участием руководителей образовательных организаций, представителей научного сообщества, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, а также членов Российского исторического общества. Было выявлено, что из-за неопределенного статуса музеев при образовательных и научных организациях на практике возникают проблемы финансирования из бюджетных средств, так как для таких организаций музейная деятельность не является основным видом деятельности. С такой проблемой сталкиваются, в первую очередь, государственные профессиональные образовательные организации и государственные образовательные организации высшего образования, а также государственные научные организации. По данным Министерства культуры Российской Федерации, преимущественно именно такие организации и хранят музейные предметы и коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, в отношении которых важным является обеспечение надлежащего хранения и проведение своевременной реставрации.
Поэтому необходимо разграничить права, обязанности и нормативные правовые основы создания и функционирования музеев образовательных и научных организаций, созданных для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, и музеев образовательных организаций, не хранящих культурные ценности и в большей степени вовлеченных в воспитательную работу. С этой целью предлагается установить, что государственные профессиональные образовательные организации и государственные образовательные организации высшего образования, а также государственные научные организации имеют право создавать в качестве структурных подразделений музеи в значении, установленном Федеральным законом от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации". При этом все образовательные организации получают право создавать в качестве структурных подразделений экспозиционно-воспитательные центры, целями деятельности которых будут, помимо обучения и воспитания, демонстрация предметов, не относящихся к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации.
Предлагаемые изменения будут способствовать повышению значимости и развитию системы музеев государственных научных организаций, государственных профессиональных образовательных организаций, государственных образовательных организаций высшего образования, системы экспозиционно-воспитательных центров образовательных организаций, а также укрепят воспитательную инфраструктуру системы образования в целом.
Совершенствование нормативного правового регулирования системы музеев государственных научных организаций, государственных профессиональных образовательных организаций, государственных образовательных организаций высшего образования, а также экспозиционно-воспитательных центров образовательных организаций в полной мере соответствует направлению развития государственной политики и будет способствовать повышению эффективности деятельности по защите исторической правды, сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации истории.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных федеральных законов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация положений проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.