Проектом федерального закона предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации статьей 294.1 об ответственности за проведение на территории Российской Федерации иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации (международного органа), в которой не участвует Российская Федерация, следственного или иного процессуального действия, а равно оперативно-разыскного мероприятия в нарушение порядка взаимодействия с иностранными и международными правоохранительными и судебными органами, предусмотренного международным договором и (или) законодательством Российской Федерации, и в целях, противоречащих интересам Российской Федерации.
Так, Международным уголовным судом, а также правоохранительными и судебными органами недружественных государств осуществляется сбор доказательств преступлений, якобы совершенных российскими военнослужащими и должностными лицами в связи с проведением Российской Федерацией специальной военной операции на Украине. Для этого также созданы межгосударственные следственные группы.
В условиях возникающих трудностей с официальным сотрудничеством в правоохранительной и судебной сферах возрастают риски принятия иностранными и международными органами односторонних мер по нелегитимному сбору доказательств (включая электронные) и получения иных сведений от граждан Российской Федерации и иных лиц, находящихся на территории Российской Федерации, в том числе путем дистанционных трансграничных контактов из-за рубежа.
Путем такой деятельности может осуществляться также побуждение российских граждан (в том числе военнослужащих и других лиц в связи с их служебной деятельностью) к выезду за пределы Российской Федерации в целях их задержания.
Объектом преступления, предусмотренного проектируемой статьей, является порядок осуществления уполномоченными органами Российской Федерации взаимодействия с зарубежными и международными правоохранительными и судебными органами, установленный в международном договоре и (или) уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации и Федеральном законе от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
Используемые в проектируемой статье 294.1 УК РФ понятия "иностранное должностное лицо", "должностное лицо публичной международной организации (международного органа)" аналогичны по содержанию изложенным в примечании к статье 290 УК РФ, в которое вносится соответствующее дополнение.
Положения проекта федерального закона исключает из сферы его применения деяния, предусмотренные в статьях 276 и 284.3 УК РФ.
Проектируемая статья, направленная на усиление защиты суверенитета и интересов Российской Федерации от вмешательства в ее внутренние дела, судебной и правоохранительной системы, а также создание дополнительного средства оспаривания допустимости доказательств, собираемых указанным в ней способом, сходна с нормами так называемого "блокирующего" законодательства, используемыми в ряде зарубежных стран.
Например, согласно Уголовному кодексу Швейцарской Конфедерации лицо, осуществляющее на территории Швейцарии без разрешения действия для иностранного государства, свойственные органу или должностному лицу, либо способствующее таким действиям, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет или штрафом, при наличии отягчающих обстоятельств - лишением свободы на срок не менее 1 года (такие действия включают в себя и следственные действия иностранных органов по уголовным делам).
Свод законов США и Свод федеральных правил США устанавливают, что лицо, действующее в США в качестве агента иностранного правительства (в том числе по линии правоохранительных и судебных органов) без предварительного уведомления Генерального прокурора США, подлежит наказанию в виде штрафа и (или) лишения свободы на срок до 10 лет.
Кроме того, в Своде законов США предусмотрены ограничения юрисдикции Международного уголовного суда в части ответственности американских военнослужащих. Например, введены запреты на поддержку этого суда в нарушение интересов США и на исполнение любыми судебными и иными государственными органами США его запросов.
Согласно проекту федерального закона производство предварительного следствия по уголовным делам о незаконном осуществлении следственных, иных процессуальных действий и оперативно-разыскных мероприятий на территории Российской Федерации предлагается отнести к компетенции Следственного комитета Российской Федерации, в связи с чем вносится дополнение в подпункт "а" пункта 1 части второй статьи 151 УПК РФ.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных негативных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не потребует выделения дополнительного финансирования из государственного бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.