Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, согласно которым должностные лица федерального органа исполнительной власти, указанного в проекте (далее - уполномоченный орган), наделяются полномочиями по истребованию сведений (информации), необходимых для выявления нарушений законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.
Проект необходимо синхронизировать по содержанию и сроку вступления в силу с принятым Государственной Думой 26.07.2023 Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (проект N 190070-8), определяющим, например, в отличие от рассматриваемого проекта вместо юридического лица, осуществляющего деятельность по возврату просроченной задолженности в качества основного вида деятельности, "профессиональную коллекторскую организацию".
В проектируемой части 1 статьи 19.2 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон N 230-ФЗ) содержится понятие "представитель кредитора", тогда как в Федеральном законе N 230-ФЗ в этих же целях используется иное понятие - "лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах".
В проектируемой части 4 статьи 19.2 Федерального закона N 230-ФЗ нуждается в уточнении порядок подписания заявления и прилагаемых к нему документов электронной подписью, а также применяется ли такой порядок только к случаям подачи заявления через единый портал государственных или муниципальных услуг или также к случаям подачи заявления в электронной форме иными способами. Замечание аналогичного характера относится к установленному проектом порядку подписания электронной подписью прилагаемого к заявлению согласия должника на получение уполномоченным органом в бюро кредитных историй кредитного отчета в случае, если заявление в уполномоченный орган подается не самим должником, а третьим лицом, указанным в проектируемой части 1 статьи 19.2 Федерального закона N 230-ФЗ. При этом необходимо уточнить, требуется ли подписание данного согласия в порядке, предусмотренном указанной частью, как самим должником, так и третьим лицом, подающим заявление.
В связи с проектируемым положением части 4 статьи 19.2 Федерального закона N 230-ФЗ, согласно которому предоставление сведений из единой системы идентификации и аутентификации и информации из единой биометрической системы осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", обращаем внимание, что отношения, возникающие при осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных", регулируются Федеральным законом от 29.12.2022 N 572-ФЗ "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Положения проектируемых частей 14, 15 статьи 19.2 Федерального закона N 230-ФЗ, согласно которым порядок направления указанных в проекте запросов устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России, а исполнение таких запросов осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня их получения операторами связи, нуждаются в согласовании с положениями Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях", иначе регулирующими аналогичные порядок и исполнение (например, часть 7.1 статьи 6, часть 7 статьи 13).
В соответствии с частью 3 статьи 59 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации)" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) поступившие обращения (заявления) граждан и организаций, содержащие сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, рассматриваются контрольным (надзорным) органом в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ) только при невозможности подтверждения личности гражданина, полномочий представителя организации. В связи с этим проектируемые части 16 и 17 статьи 19.2 Федерального закона N 230-ФЗ, содержащие ссылки на Федеральный закон N 248-ФЗ и Федеральный закон N 59-ФЗ, нуждаются во взаимном согласовании применительно к названным обращениям (заявлениям), а также требует уточнения возможность применения в этом случае Федерального закона N 59-ФЗ, учитывая, что согласно положениям проекта заявитель самостоятельно подтверждает свою личность.
В соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" проект необходимо направить на заключение в Банк России.
Замечания юридико-технического характера на проект переданы в Комитет в рабочем порядке.
Исполняющий обязанности |
А.Ю. Стешин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.