Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 448561-8 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и признании утратившими силу статей 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия ее отдельных положений" в связи с повышением минимального размера оплаты труда"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 448561-8 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и признании утратившими силу статей 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия ее отдельных положений" в связи с повышением минимального размера оплаты труда", и отмечает.
Законопроект подготовлен во исполнение пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 21 февраля 2023 года N Пр-528 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 февраля 2023 года в части обеспечения с 1 января 2024 года дополнительного повышения минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) на 10%.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "от 21 февраля 2023 года N Пр-528" следует читать "от 15 марта 2023 года N Пр-528"
Статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (далее - Закон N 82-ФЗ) предусматривается исчисление МРОТ исходя из величины медианной заработной платы за предыдущий год. С 2021 года соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы устанавливается в размере 42%.
Федеральным законом от 19 декабря 2022 года N 522-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия ее отдельных положений" (далее - Закон N 522-ФЗ) с 1 января 2023 г. МРОТ был установлен в сумме 16 242 рубля. При этом соотношение МРОТ с медианной заработной платой за 2021 год составило 45,9%.
С 1 января 2024 года МРОТ устанавливается в сумме 19 242 рубля (рост 18,5%). Соотношение с медианной заработной платой за предыдущий год увеличится до 47,7%.
В связи с этим из статьи 1 Закона N 82-ФЗ исключаются нормы, касающиеся установления МРОТ исходя из 42% медианной заработной платы. При этом с 1 января 2024 года признаются утратившими силу статьи 2 и 3 Закона N 522-ФЗ.
Принятие законопроекта будет способствовать обеспечению повышения заработной платы около 4,8 млн. работников. Дополнительные расходы на повышение заработной платы работников бюджетной сферы в 2024 году в связи с принятием законопроекта составят: работников федеральных государственных учреждений - 19,7 млрд. рублей и работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений - 126,4 млрд. рублей. Реализация положений законопроекта будет осуществляться за счет средств, предусмотренных на 2024 год в соответствующих бюджетах бюджетной системы Российской Федерации.
Комитет отмечает, что в проекте федерального закона N 448554-8 "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" в целях финансового обеспечения исполнения публичных обязательств в связи с дополнительным повышением с 1 января 2024 года МРОТ предусмотрены бюджетные ассигнований на 2024 год в сумме 29,7 млрд.рублей, на 2025 год в сумме 43,7 млрд.рублей, на 2026 год в сумме 64,0 млрд.рублей.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует проект федерального закона N 448561-8 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и признании утратившими силу статей 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия ее отдельных положений" в связи с повышением минимального размера оплаты труда" к принятию в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.