Досье на проект федерального закона
Владельцы магазинов беспошлинной торговли (далее - МБТ) и аэропортов понесли серьезные убытки в период распространения новой коронавирусной инфекции в связи с падением пассажиропотока. Ситуация усугубилась сложившейся геополитической обстановкой и введением рядом недружественных стран санкций в отношении Российской Федерации.
Так, по данным Реестра владельцев МБТ ФТС России, с 2019 года по март 2023 г. количество владельцев МБТ сократилось на 20%.
Объем розничной продажи алкогольной продукции в магазинах беспошлинной торговли с 2019 года по 2022 год включительно сократился с 1 125 289,4 дал до 406 084,3 дал, что составляет 64%.
В условиях санкций владельцы МБТ не могут вернуть основным поставщикам товары в связи с закрытием транспортных и логистических коридоров европейскими государствами.
Кроме того, арендная плата аэропортам в среднем составляет 30% от выручки индустрии беспошлинной торговли.
В этой связи в качестве меры поддержки владельцев МБТ и операторов международных аэропортов Российской Федерации разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - законопроект), которым предлагается до 30 июня 2026 года включительно разрешить владельцам МБТ осуществлять розничную продажу алкогольной продукции в торговых залах торговых объектов, расположенных в залах ожидания вылетов внутренних воздушных перевозок пассажиров и багажа в залах выдачи багажа прилетов внутренних воздушных перевозок пассажиров и багажа, находящихся в зонах транспортной безопасности международных аэропортов Российской Федерации.
Также проектируемыми положениями законопроекта предусматривается, что алкогольная продукция, являющаяся иностранным товаром, помещенная под таможенную процедуру беспошлинной торговли, будет помещаться под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления после завершения в отношении нее таможенной процедуры таможенного склада, в рамках которой на такую алкогольную продукцию до 31 мая 2026 г. осуществляется нанесение федеральных специальных марок (далее - ФСМ) в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), при соблюдении следующих условий.
Таможенный склад, на котором на алкогольную продукцию будут наноситься ФСМ, должен находиться на определенных Правительством Российской Федерации территориях проведения эксперимента по маркировке ФСМ ввозимой в Российскую Федерацию алкогольной продукции, помещенной под таможенную процедуру таможенного склада, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 апреля 2021 г. N 125-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и о проведении эксперимента по маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками".
Исходя из анализа, представленного Евразийской Ассоциацией Беспошлинной Торговли, средний чек одного пассажира внутренних воздушных линий составляет 349 рублей. При этом за 2022 год пассажиропоток внутренних воздушных линий составил 77,7 млн. пассажиров.
Отраслью в случае реализации положений законопроекта прогнозируется увеличение среднего чека одного пассажира внутренних воздушных линий на 33 процента, что составит порядка 115 рублей.
В этой связи при сохранении пассажиропотока внутренних воздушных линий на уровне 2022 года дополнительная выручка индустрии составит порядка 8,95 млрд. рублей.
Законопроект не содержит обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) и предоставления лицензий в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Законопроектом не предусматривается введение дополнительных санкций. В случае нарушения требований, установленных статьей 16 Закона N 171-ФЗ, будут действовать санкции, предусмотренные Законом N 171-ФЗ. Реализация законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Реализация положений законопроекта не повлечет принятия новых и увеличения объема действующих расходных обязательств Российской Федерации, исполнение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Законопроект не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не повлечет увеличения расходов и доходов федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" потребует принятия ведомственного нормативного правового акта, утверждающего порядок предоставления владельцами магазинов беспошлинной торговли заявки о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации о вывозе федеральных специальных марок за пределы Российской Федерации с указанием признака, определяющего нанесение федеральных специальных марок на алкогольную продукцию, указанного в абзаце двенадцатом пункта 2 статьи 1 законопроекта, со сроком вступления в законную силу, идентичным сроку вступления в силу законопроекта.
Головным исполнителем по принятию указанного акта определить Росалкогольрегулирование, соисполнителем - Минфин России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.