Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 481609-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект, КоАП соответственно) разработан во исполнение пункта 5 перечня поручений Президента Российской Федерации от 16 августа 2023 г. N Пр-1619.
Законопроект направлен на устранение дублирования полномочий органов внутренних дел (полиции) и контрольных (надзорных) органов в области производства по делам об административных правонарушениях.
Так, в настоящее время органы внутренних дел (полиции) уполномочены возбуждать и рассматривать дела по 663 составам административных правонарушений.
Ряд этих составов (197) выражается в нарушении обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется также иными органами государственной власти при осуществлении различных видов государственного контроля (надзора).
Сотрудники органов внутренних дел оказывают содействие иным органам государственной власти и органам местного самоуправления в пресечении противоправных действий в соответствии с требованиями Федерального закона "О полиции", которым предусмотрен широкий комплекс мер реагирования. При этом полиция в данных случаях не связана положениями Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
В связи с этим законопроектом предлагается исключить из компетенции органов внутренних дел полномочия по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, подпадающих под следующие критерии 1:
1) административные правонарушения выражаются в неисполнении обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется прежде всего уполномоченными органами государственной власти в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
2) полномочия по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях закреплены одновременно за полицией и за контрольными (надзорными) органами.
Так, из сферы ведения МВД России исключены составы административных правонарушений в следующих сферах:
- в области охраны собственности (статья 7.1, часть 2 статьи 7.3, статьи 7.4, 7.6, 7.7, 7.9, 7.11, 7.13, 7.14, 7.14.1, 7.14.2, 7.19, 7.20 КоАП);
- в области охраны окружающей среды, природопользования и обращения с животными (статьи 8.5, 8.22, 8.23 КоАП);
- административные правонарушения на транспорте (части 2 и 4 статьи 11.1, части 1 - 4 статьи 11.3, часть 2 статьи 11.6, статья 11.14 КоАП);
- административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (части 3 и 4 статьи 14.1, статьи 14.15.2, 14.15.3, части 1 и 2 статьи 14.17, статьи 14.18, 14.26, части 1 и 5 статьи 14.34 КоАП);
- административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней (статьи 15.13 и 15.14 КоАП).
При определении составов, которые следует сохранить
за полицией, необходимо исходить из следующих критериев:
1) наличие у полиции установленных федеральными законами и указами Президента Российской Федерации задач по обеспечению безопасности в отдельных сферах (в том числе, миграция, дорожное движение, оборот наркотических средств и психотропных веществ);
2) угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в результате совершения правонарушения;
3) незамедлительное реагирование на сообщения о правонарушениях (сотрудники полиции работают круглосуточно и обязаны в короткий срок прибыть на место совершения правонарушения) и применение мер непосредственного административного принуждения, что необходимо в том числе для пресечения преступлений.
В связи с этим сохраняются полномочия полиции по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях в ряде значимых сфер:
- административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (части 2 и 3 статьи 6.3, статьи 6.13, 6.21, 6.21.1, 6.21.2 КоАП);
- административные правонарушения в области охраны окружающей среды (части 1, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 статьи 8.2, 8.3, 8.6, части 1, 3 - 5 статьи 8.13, части 1, 2, 3 статьи 8.28, часть 5 статьи 8.28.1, статьи 8.29, 8.30, 8.31, 8.32, части 1 и 2 статьи 8.37, статья 8.42 КоАП);
- административные правонарушения на транспорте (часть 3 статьи 11.1, часть 7 статьи 11.5, статья 11.9, статьи 11.15.1, 11.23 КоАП);
- административные правонарушения в области связи и информации (части 9, 10, 10.1, 10.2, 11 статьи 13.15 КоАП);
- административные правонарушения в области незаконного оборота алкогольной и табачной продукции (часть 1 статьи 14.3.1, части 1 и 2 статьи 14.16, часть 2.1 статьи 14.16, статья 14.17.1, часть 2 статьи 14.53 КоАП) и др.
Поскольку возбуждение дела об административном правонарушении, выражающегося в нарушении обязательных требований, допускается только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия и оформления его результатов, законопроект также предусматривает установление годичного срока давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, исключаемые из компетенции полиции, в целях объективного и всестороннего рассмотрения дела.
Принятие законопроекта позволит снизить административную нагрузку на предпринимателей.
Установление отлагательного срока вступления в силу соответствующего Федерального закона обусловлено необходимостью адаптации субъектов административной юрисдикции к вводимому правовому регулированию.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не повлечет необходимости увеличения штатной численности органов государственной власти.
------------------------------
1 Всего предлагается исключить 46 составов административных правонарушений
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не повлечет необходимости увеличения штатной численности органов государственной власти.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.