Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 482518-8 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект направлен на устранение недостатков правового регулирования сделок по отчуждению древесины, содержащегося в Лесном кодексе Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и Федеральном законе от 04 февраля 2021 года N 3-Ф3 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений" (далее - Федеральный закон от 04 февраля 2021 года N 3-Ф3).
В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 04 февраля 2021 года N 3-Ф3 хозяйствующим субъектам запрещено совершать сделки с древесиной, если объем древесины (видовой, породный и/или сортиментный состав древесины), указываемый в договоре, превышает объем древесины (не соответствует видовому, породному и/или сортиментному составу древесины), учтенной у лица, являющегося собственником древесины, в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней (далее - ЕГАИС УДС).
Наличие данного запрета предполагает, что договоры купли-продажи древесины и иные сделки, направленные на отчуждение древесины, могут быть заключены (совершены) только после того, как деятельность по заготовке отчуждаемой древесины была завершена, а сама заготовленная древесина прошла учет в ЕГАИС УДС.
Это противоречит сложившейся в лесозаготовительной отрасли практике, согласно которой договоры купли-продажи, в силу которых возникают обязательства по поставке заготовленной древесины, заключаются лесозаготовительными организациями на длительный период еще до начала рубок лесных насаждений, т.е. когда лес на осваиваемом лесном участке еще стоит на корню, что делает преждевременным учет древесины в ЕГАИС УДС. Такая практика вызвана необходимостью в заблаговременном планировании лесозаготовительной деятельности, так как расчет объема предстоящих лесозаготовок напрямую зависит от объема принятых лесозаготовительной организацией договорных обязательств по поставке древесины в будущем. Невозможность заключить договор купли-продажи в отношении древесины, которая на момент заключения соответствующего договора еще стоит на корню (и поэтому не прошла учет в ЕГАИС УДС), создает угрозу экономической эффективности лесной отрасли. Это связано с тем, что в условиях действия соответствующего запрета лесозаготовительная организация вынуждена осуществлять рубку лесных насаждений на свой страх и риск без каких-либо гарантий, что такая древесина будет востребована потенциальными покупателями, с которыми у нее на момент осуществления рубок в силу указанного запрета отсутствуют договорные отношения. Это также делает невозможным заблаговременное логистическое планирование предстоящих поставок, поскольку на момент производства лесозаготовок в силу указанного запрета невозможно определить в адрес кого и в каком объеме будет производиться отгрузка заготовленной продукции.
Фактический запрет на заключение договоров купли-продажи в отношении древесины, заготовка которой на момент их заключения еще не осуществлена, не соответствует принципу свободы договора, закрепленному пунктом 1 статьи 1, статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, и вступает в противоречие с правовым регулированием, содержащимся в пункте 2 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому договор купли-продажи может быть заключен как в отношении товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, так и в отношении товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем.
Наличие указанного запрета не может быть обусловлено потребностью в обеспечении прослеживаемости происхождения древесины, являющейся предметом сделок. Исключение злоупотреблений, связанных с реализацией древесины, не прошедшей учет в ЕГАИС УДС, должно достигаться не путем установления общего запрета на совершение сделок с неучтенной древесиной (что блокирует заключение долгосрочных договоров купли-продажи в отношении древесины заготовку которой еще предстоит осуществить), а посредством введения запрета на исполнение обязательств по поставке древесины до того, как сведения о ней будут внесены в ЕГАИС УДС. При такой формулировке запрета, с одной стороны, участники лесных отношений не будут ущемлены в своем праве на заключение долгосрочных договоров купли-продажи в отношении древесины, заготовка которой планируется в будущем. С другой стороны, будут обеспечиваться публичные интересы, так как переход права собственности на заготовленную древесину будет допускаться лишь при условии государственного учета соответствующего объема древесины.
В связи с этим в часть 4 статьи 4 Федерального закона от 04 февраля 2021 года N 3-ФЗ предлагается внести изменения, согласно которым вышеуказанный запрет будет распространяться лишь на исполнение обязательств по отчуждению неучтенной в ЕГАИС УДС древесины. Это позволило бы лесозаготовительным организациям заключать долгосрочные договоры купли-продажи, в силу которых между сторонами возникают обязательства по отчуждению/приобретению древесины, заготовку которой планируется осуществить в будущем.
Также предлагается скорректировать формулировку, содержащуюся в пункте 3 части 2 статьи 50.5 ЛК РФ, согласно которой при представлении декларации о сделках с древесиной в ней должны указываться "сведения о документах, на основании которых была осуществлена заготовка древесины:". Поскольку сделки с древесиной, в том числе договоры купли-продажи, как было указано выше, могут заключаться между участниками лесных отношений также в отношении древесины, заготовка которой на момент совершения сделки (заключения договора) еще не завершена, предлагается изложить соответствующую норму в следующей редакции: "сведения о документах, на основании которых была осуществлена и (или) осуществляется заготовка древесины:".
Указанный законопроект в целом направлен на защиту интересов участников лесных отношений, предоставление им гарантий по разумному и заблаговременному планированию лесозаготовительной деятельности, снижению необоснованных административных барьеров, препятствующих эффективности ведения лесного хозяйства.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений" не потребует дополнительных бюджетных расходов.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений" потребует внесения изменений в Постановление Правительства РФ от 06.01.2015 N 11 "Об утверждении Правил представления декларации о сделках с древесиной".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.