Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 369676-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с наделением Банка России полномочиями по ведению единого реестра участников финансового рынка, внедрением реестровой модели при лицензировании отдельных видов деятельности, совершенствованием допуска на финансовый рынок" (далее - законопроект) и сообщает следующее.
Законопроект наделяет Банк России полномочиями по ведению единого реестра участников финансового рынка (далее - ЕРУФР), содержащего информацию о лицах, имеющих право на осуществление деятельности (операций, услуг) на финансовом рынке (далее - участники финансового рынка), а также лицах, утративших указанное право. При этом предусмотрено, что ведущиеся в настоящее время Банком России в соответствии с профильными федеральными законами книги государственной регистрации кредитных организаций и негосударственных пенсионных фондов, реестры иных участников финансового рынка, будут являться составной частью ЕРУФР.
Законопроект также предусматривает:
- реализацию реестровой модели допуска;
- установление унифицированного момента начала (прекращения) действия права на осуществление деятельности на финансовом рынке;
- электронное взаимодействие с соискателями лицензии (права) на осуществление деятельности на финансовом рынке;
- получение информации об участниках финансового рынка в цифровом формате посредством обращения к официальному сайту Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Комитет поддерживает концепцию законопроекта и отмечает, что проектируемые изменения будут способствовать:
- унификации и усовершенствованию процедуры допуска на финансовый рынок;
- облегчению доступа, а также получению полной и актуальной информации о наличии (отсутствии) у участников финансового рынка права на осуществление определенных видов деятельности на финансовом рынке;
- снижению нагрузки как на участников финансового рынка, так и на регулятор.
Вместе с тем, считаем целесообразным обратить внимание на следующие положения, требующие дополнительного обсуждения при подготовке законопроекта ко второму чтению.
1. Проектом предусматривается возможность взаимодействия Банка России посредством личного кабинета не только с кредитными организациями, но также с лицами, ходатайствующими о государственной регистрации кредитной организации, и иными лицами.
Вместе с тем, предоставление доступа к личному кабинету любым третьим лицам (как физическим, так и юридическим) требует определения механизмов обеспечения информационной безопасности при таком взаимодействии.
2. Проектом предусматривается различный подход к информированию Банком России участников финансового рынка по внесению реестровых записей в ЕРУФР: так, в частности, бюро кредитных историй уведомляются через личный кабинет на официальном сайте Банка России, ломбарды уведомляются Банком России без указания конкретного способа уведомления, а для инвестиционных фондов уведомление не предусмотрено.
По мнение Комитета, такой дифференцированный подход требует дополнительного обоснования.
3. В настоящее время для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций Банк России вправе запрашивать в ФНС сведения о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями кредитной организации и о выполнении учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами.
Законопроектом предлагается наделить Банк России правом запрашивать и получать у любых федеральных органов исполнительной власти информацию, необходимую для принятия решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций.
Вместе с тем, ни перечень федеральных органов, ни состав информации, необходимой Банку России для принятия решений, законопроектом не определен.
Учитывая, что механизм процедуры государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций не изменяется, по мнению Комитета, предоставление Банку России права запрашивать любые сведения в любых федеральных органах исполнительной власти представляется избыточным.
4. Законопроектом предусматривается, что ряд существующих реестров будет составной частью ЕРУФР: в частности, государственный реестр кредитных кооперативов и единый реестр инвестиционных советников.
При этом положениями законопроекта нормы о полномочиях Банка России по ведению указанных реестров исключаются.
Таким образом, создается правовая коллизия в части невозможности ведения Банком России указанных реестров при одновременном существовании таких реестров в качестве составной части ЕРУФР.
По мнению Комитета, указанные положения требуют проработки.
Также необходимо отметить, что законопроект требует серьезной юридико-технической доработки.
Правительство Российской Федерации поддерживает принятие законопроекта при условии его доработки с учетом высказанных в официальном отзыве Правительства Российской Федерации замечаний.
С учетом изложенного, Комитет считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.