Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 ноября 2023 г. N 5.1-01/3372
по Федеральному закону "О ратификации Конвенции государств-участников Содружества Независимых Государств о передаче исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы", принятому Государственной Думой 28 ноября 2023 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесён в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 26 октября 2023 года (N 469965-8).
Ратифицируемая Конвенция, подписанная главами государств-участников СНГ в городе Ашхабаде 11 октября 2019 года, направлена на укрепление международного сотрудничества в области уголовного правосудия, гуманизацию уголовной политики Договаривающихся Сторон (далее - Стороны) и создание условий для социальной реабилитации осуждённых.
Конвенцией регулируются вопросы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, а также применения мер уголовно-правового характера, назначенных судом Государства назначения наказания в отношении гражданина Государства исполнения наказания.
В статье 2 Конвенции раскрываются значения используемых в ней терминов. В частности, в соответствии с данной статьёй термин "Государство исполнения наказания" означает Сторону, которая исполняет наказание, не связанное с лишением свободы, в отношении её гражданина, осуждённого к такому наказанию, и (или) применяет меру уголовно-правового характера на основании переданных материалов, а термин "Государство назначения наказания" - Сторону, судом которой принято судебное решение (приговор) о назначении наказания, не связанного с лишением свободы, и (или) применении меры уголовно-правового характера; термин "наказание, не связанное с лишением свободы (наказание)" означает любое наказание, назначенное судом, за исключением наказания, предусматривающего изоляцию осуждённого от общества или смертную казнь, штраф или иное наказание имущественного характера; термин "меры уголовно-правового характера" - условное осуждение, отсрочка отбывания (исполнения) назначенного наказания; термин "передача исполнения наказания" - направление Государством назначения наказания в Государство исполнения наказания материалов по исполнению наказания, не связанного с лишением свободы, и (или) применению меры уголовно-правового характера.
Установлено, что Конвенция применяется в отношении судебных решений (приговоров), на основании которых назначены наказания, не связанные с лишением свободы, и (или) применены меры уголовно-правового характера, которые вступили в законную силу, и не применяется к вопросам, связанным с исполнением судебных решений об установлении принудительных мер медицинского характера, а также приговоров, в соответствии с которыми в качестве наказания определены штраф или иное наказание имущественного характера, а также конфискация.
По условиям Конвенции любой осуждённый, к которому она может быть применена, информируется Государством назначения наказания о содержании Конвенции, а также о правовых последствиях передачи исполнения наказания (далее - передача). Осуждённый или его законный представитель вправе обратиться с ходатайством о передаче к Государству назначения наказания или Государству исполнения наказания. Компетентный орган Стороны, в адрес которого поступило соответствующее ходатайство, сообщает о принятом решении в письменной форме.
На основании ходатайства осуждённого или его законного представителя компетентный орган одной Стороны обращается с запросом о передаче к компетентному органу другой Стороны. При этом запрос о передаче может исходить как от Государства назначения наказания, так и от Государства исполнения наказания. Конвенция содержит положения, устанавливающие форму и содержание запроса о передаче и ответов на него (статья 4); основания отказа в исполнении запроса (статья 5); порядок передачи (статья 6); последствия передачи для Государства назначения наказания и Государства исполнения наказания (статьи 8,9); возможность пересмотра судебного решения (приговора), помилования и амнистии (статья 10).
Предусмотрено (статья 11), что компетентный орган Государства исполнения наказания уведомляет компетентный орган Государства назначения наказания о решении суда, принятом в целях исполнения наказания и (или) применения меры уголовно-правового характера, о применении к осуждённому акта амнистии или акта помилования, о ходе отбывания осуждённым наказания и (или) применения меры уголовно-правового характера. Также оговорено, что компетентный орган Государства исполнения наказания уведомляет компетентный орган Государства назначения о завершении исполнения наказания и (или) применения меры уголовно-правового характера.
Документы, направляемые Сторонами в рамках реализации Конвенции, должны быть изложены на русском языке. В случае исполнения документов на иных государственных языках Сторон к ним прилагаются заверенные переводы на русский язык (статья 14).
Конвенция вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием третьего уведомления о выполнении подписавшими её Сторонами процедур, необходимых для вступления Конвенции в силу. Для Сторон, выполнивших эти процедуры позднее, Конвенция вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием таких уведомлений. Сторона информирует депозитария о назначении своих компетентных органов при уведомлении о выполнении процедур, необходимых для вступления Конвенции в силу.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации. Конвенция согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Конвенция подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку устанавливает положения, которые не предусмотрены Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в связи с чем потребуется внесение в него изменений, а также поскольку предметом Конвенции являются права и свободы человека и гражданина.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 12 декабря 2023 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам Г.Б. Карасину, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.