Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 522981-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли) (далее - законопроект) разработан в целях усовершенствования установления общих принципов и правил регулирования нестационарной торговли в Российской Федерации, а также создания благоприятных условий для осуществления торговой деятельности в Российской Федерации с использованием нестационарных и мобильных торговых объектов.
В настоящее время размещение нестационарных торговых объектов в субъектах Российской Федерации осуществляется на различных правовых основаниях и условиях. При этом на федеральном уровне не установлено единообразных подходов в части определения терминологии, основных принципов оформления права на размещение нестационарных торговых объектов, сроков размещения и их продления, установления платы за размещение, а также гарантий прав хозяйствующих субъектов на открытие, функционирование и развитие торгового бизнеса.
Кроме того, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями не учитываются особенности осуществления развозной торговли и использования мобильных торговых объектов на базе автотранспортных и иных механических средств.
Указанные обстоятельства препятствуют развитию малого и среднего торгового предпринимательства в Российской Федерации.
Законопроектом предлагается:
уточнить терминологию и привести ее в соответствие с современными требованиями рынка;
закрепить в федеральном законодательстве варианты и общие принципы юридического оформления права на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов;
закрепить принцип "меняется место - сохраняется бизнес", позволяющий гарантировать предоставление компенсационных мест и сохранение бизнеса, если место размещения нестационарного торгового объекта требуется для государственных или муниципальных нужд;
установить возможность осуществления торговой деятельности с использованием нестационарного или мобильного торгового объекта по заявительному принципу любым хозяйствующим субъектом в местах, признанных общедоступными для размещения торговых объектов;
установить минимальный срок действия договора на размещение нестационарного торгового объекта (не менее 5 лет).
Законопроектом также уточняются требования к схемам размещения нестационарных или мобильных торговых объектов, в том числе определяется их состав, а также закрепляется порядок их изменения и дополнения. Также предусматривается возможность дополнения схем размещения новыми местами исходя из заявок предпринимателей. Также законопроектом предлагается выделить мобильные торговые объекты (автомагазины, автолавки и другие) в отдельную категорию, тем самым создав необходимые условия для развития мобильной (развозной) торговли, которая имеет ряд особенностей и преимуществ, отличающих ее от других форматов.
Также органам местного самоуправления и органам государственной власти субъектов Российской Федерации предлагается предоставить право определять конкретизированные условия, требования и ограничения к организации развозной торговли.
Принятие законопроекта не повлечет увеличение расходов местных бюджетов.
Законопроект содержит только рамочные принципы и ключевые процедуры, необходимые для обеспечения разумного единообразия регулирования.
Следует учитывать, что законопроектом не перераспределяются, а только уточняются полномочия органов местного самоуправления.
При этом законопроект позволяет местным органам регулировать нестационарную торговлю по своему усмотрению, в том числе по модели, которая используется сейчас в г. Москве, когда киоски принадлежат городу и сдаются предпринимателям в аренду.
Принятие положений, предусмотренных законопроектом, повлечет позитивные социально-экономические, финансовые и иные последствия, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
По оценкам экспертов, частные инвестиции в автопром и смежные сервисы, такие как производство торгового оборудования для фуд-траков, автомагазинов и их обслуживание, составят минимум 220 млрд рублей.
Эффект в части нестационарной торговли тоже не мал. Инвестиции в модернизацию старых и установку новых объектов составят порядка 100 млрд рублей.
При этом суммарно будет создано около 250 тысяч новых рабочих мест.
Местные бюджеты получат дополнительные существенные поступления от платы за размещение мобильных и нестационарных объектов.
Увеличение числа торговых объектов шаговой доступности, в первую очередь в городской среде, будет способствовать увеличению объемов реализации и потребления продовольствия - по экспертной оценке объемы реализации сельхозпродукции могут вырасти на 4,5 млн. тонн.
Законопроект позволяет достичь реализации целей, установленных пунктом 10 плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 1083-р, а также паспорта национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
В целях реализации положений законопроекта также был разработан проект федерального закона "О внесении изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", которым предусмотрены уточняющие изменения в части осуществления развозной торговли.
В законопроекте содержатся требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Предусмотренный законопроектом срок вступления его в силу (1 сентября 2024 года) связан с соблюдением требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Законопроект не противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не повлечет изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - законопроект) потребует внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Основание: приведение в соответствие с законопроектом.
Ответственный исполнитель - Минпромторг России, Минфин России.
Срок подготовки - одновременно с законопроектом.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - законопроект) потребует внесения изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 г. N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов".
Ответственный исполнитель - Минпромторг России, соисполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия решения о внесении законопроекта в Государственную Думу
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.