Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 8 декабря 2023 г. N 5.1-01/3486
по Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 6 декабря 2023 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 10.2-1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" (N 471073-8) был внесен в Государственную Думу 27 октября 2023 года Правительством Российской Федерации.
При рассмотрении проекта федерального закона во втором чтении было изменено его наименование, расширен предмет его правового регулирования в части, касающейся особенностей введения и применения мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации.
Целью Федерального закона является создание дополнительных финансовых инструментов, направленных на формирование долгосрочных сбережений и притока инвестиций на финансовый рынок, путем поэтапного реформирования института индивидуальных инвестиционных счетов (далее - ИИС).
Федеральным законом вносятся в федеральные законы "О рынке ценных бумаг", "Об инвестиционных фондах" изменения, касающиеся ведения ИИС.
Федеральным законом, в частности, предусматривается, что физическое лицо вправе одновременно иметь не более трех индивидуальных инвестиционных счетов (в настоящее время - физическое лицо может иметь только один договор на ведение ИИС).
Федеральным законом физическому лицу предоставляется право требовать возврата учтенных на ИИС денежных средств в полном объеме или частично при возникновении особой жизненной ситуации после заключения договора на ведение ИИС без прекращения договора на ведение ИИС. Под особой жизненной ситуацией понимается выплата медицинским организациям в счет оплаты дорогостоящих видов лечения, перечень которых утверждается постановлением Правительства Российской Федерации. При этом порядок и сроки выплаты денежных средств, учитываемых на ИИС, в случае наступления особой жизненной ситуации, в том числе требования к составу документов, которые должны быть предоставлены в указанном случае клиентом лицу, осуществляющему открытие и ведение ИИС, устанавливаются нормативным актом Банка России.
Федеральным законом также предусматривается, что категории финансовых инструментов, приобретение которых не допускается за счет имущества, учитываемого на ИИС, определяются Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом предоставляется право открывать и вести ИИС также управляющей компании открытого паевого инвестиционного фонда (в настоящее время открывать и вести ИИС могут только брокеры или профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие деятельность по управлению ценными бумагами).
Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", которыми предусматривается право Президента Российской Федерации в качестве мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, также устанавливать особенности создания, реорганизации, ликвидации и правового положения российских юридических лиц, в том числе особенности реализации обязанности по хранению, раскрытию или предоставлению информации об их деятельности, вводить временное управление в отношении находящегося на территории Российской Федерации движимого и недвижимого имущества лиц недружественных иностранных государств, устанавливать особый (специальный) порядок обращения взыскания на денежные средства, ценные бумаги и иное имущество, которые в целях реализации предусмотренных настоящей статьей мер воздействия (противодействия) подлежат зачислению на специальные счета (учету на специальных счетах), включая наложение ареста и принятие иных обеспечительных мер.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон в соответствии со статьей 4 вступает в силу с 1 января 2024 года, за исключением статьи 3 Федерального закона, которая вступает в силу со дня официального опубликования Федерального закона.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, отнесенные пунктами "ж" (финансовое регулирование) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации к вопросам ведения Российской Федерации, и в соответствии с пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 21 декабря 2023 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.