Досье на проект федерального закона
Комитет по промышленности и торговле рассмотрел проект федерального закона N 412669-8 "О внесении изменения в главу 4 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в части исследований структуры рынка потребления), внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Гутеневым, А.Н. Козловским, А.К. Луговым, Д.Г. Гусевым, О.Ю. Леоновым, А.Ф. Трифоновым, А.К. Гаджиевым, Д.Н. Гасановым, А.В. Горелкиным, О.А. Матвейчевым, И.А. Антропенко, С.М. Пантелеевым, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается Главу 4 "Меры по развитию торговой деятельности" Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (далее - ФЗ N 381-ФЗ) дополнить новой статьей 20.2 "Обязанности организатора исследований структуры рынка потребления", в соответствии с которой на территории Российской Федерации устанавливается порядок осуществления деятельности по исследованию структуры рынка потребления, определяются обязанности организатора исследований структуры рынка потребления (далее - организатор), а также в этой связи уточняются полномочия ФАС России и Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (ч. 5 ст. 11 Федерального закон от 29.04.2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - ФЗ N 57-ФЗ). Используемые в законопроекте термины "товарный рынок" и "товар" употребляются в значении, установленном Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Законопроектом определено, что организатором должно являться российское юридическое лицо, которое оказывает услуги по сбору, обработке и анализу данных о структуре товарного рынка в Российской Федерации, совокупный размер выручки которого за последний календарный год составляет не менее 30 млн. рублей. При этом владение, управление либо контроль прямо или косвенно организаторов иностранными лицами должны быть согласованы Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Организатор обязан соблюдать требования к обработке персональных данных, контрсанкционной информации и иной информации ограниченного доступа. Порядок обработки и хранения информации, полученной в результате проведения исследований, утверждается Роскомнадзором по согласованию с ФСБ. Размещать и использовать для исследований рынка технические средства и базы данных допускается только на территории Российской Федерации.
Организатору запрещается исполнять решения иностранного государства о ведении мер ограничительного характера в отношении России, дискредитировать страну, манипулировать данными и использовать заведомо недостоверные данные.
Организатор обязан не позднее 1 апреля предоставлять отчет в ФАС России (форма отчета утверждается ФАС) о проведенных исследованиях за предыдущий год и размещать такой отчет на своем официальном сайте в сети Интернет.
При этом ФАС России наделяется полномочием вести реестр организаторов и утверждать порядок ведения этого реестра. ФАС России публикует на своем сайте информацию о перечне лиц, представивших сведения о выручке в 30 млн. рублей; о перечне лиц, сведения о которых включены в реестр; о перечне лиц, которые не вправе осуществлять исследования структуры рынка потребления.
Комитет, концептуально поддерживая законодательную инициативу и отмечая высокую значимость законопроекта для обеспечения суверенитета страны в современных условиях, обращает внимание на следующее.
В частности, осуществление деятельности организаторами по исследованию рынка в случае владения (управления, контроля) иностранными лицами допускается после согласования Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. Поскольку результат такого согласования предопределяет решение ФАС России о включении либо о не включении организатора в реестр, целесообразно внести соответствующие поправки в ФЗ N 57-ФЗ. Представляется, что в ФЗ N 57-ФЗ также требуется внести определение порядка или регламентации такого согласования.
Законопроект наделяет ФАС России полномочиями по ведению реестра организаторов и рядом иных контрольно-надзорных полномочий, которые не предусмотрены Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и (или) Положением о ФАС России. В этой связи требуется устранить данную несогласованность и внести связанные поправки в ФЗ N 135-ФЗ.
Следует соотнести ч. 13 проектируемой статьи 20.2 законопроекта, в соответствии с которой "организатором исследований структуры рынка потребления вправе выступать российское юридическое лицо, если иное не предусмотрено международным договором. Заключение договоров, предметом которых является проведение исследований структуры рынка потребления, с лицами, не соответствующими требованиям настоящей части, не допускается. Сделки, нарушающие требования настоящей части, ничтожны" с ч. 1 проектируемой статьи 20.2, определяющей, что организатором является только "российской юридическое лицо" и с ч. 14 этой статьи, где устанавливаются дополнительные требования к составу участников организатора. Данное несоответствие положений подлежит согласованию.
Подлежит также дополнительному обоснованию положение ч. 2 ст. 2 законопроекта о том, что "к нормативным правовым актам Российской Федерации, устанавливающим обязательные требования, предусмотренные статьей 20.2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в редакции настоящего Федерального закона, не применяются положения части 1 и части 4 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации". Вместе с тем регулируемые законопроектом отношения не распространяются на отношения, установленные ч. 2 ст. 1 ФЗ N 247-ФЗ. Кроме этого, ст. 3 ч. 2 ФЗ N 247-ФЗ определены случаи, когда в отношении нормативных правовых актов не применяются положения ч. 1 ст. 3 ФЗ N 247-ФЗ, при этом регулируемые законопроектом отношения также не подпадают под эти случаи.
Кроме этого, целесообразно распространить заложенный в законопроекте подход и требования к организаторам, на владельцев информационных и (или) автоматизированных систем, обрабатывающих массивы информации, утечка данных из которых, в том числе персональных, может негативно сказаться как на гражданах Российской Федерации, так и на интересах страны в целом. К таким владельцам информационных и (или) автоматизированных систем относятся аналитические, исследовательские и научно-исследовательские компании и организации. Имеющие иностранный капитал такие компании также могут представлять потенциальную угрозу национальной безопасности страны.
Учитывая изложенное, Комитет по промышленности и торговле поддерживает проект федерального закона N 412669-8 "О внесении изменения в главу 4 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в части исследований структуры рынка потребления) в первом чтении с учетом его доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
В.В. Гутенев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.