Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия экстремизму и терроризму на выборах в Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на:
обеспечение действенности принципов правового демократического государства, сохранения и надлежащего функционирования правопорядка, предупреждения криминализации власти, предотвращение подрыва социальной поддержки и легитимности органов публичной власти;
нейтрализацию угроз безопасности конституционному строк", минимизацию роста социальной напряженности и протестной активности, недопущения вхождения в состав органов власти, избирательных комиссий граждан, осуществляющих действия, направленные на дискредитацию Вооруженных Сил Российской Федерации, совершивших преступления и (или) правонарушения, направленные против основ конституционного строя;
ужесточение ограничения пассивного избирательного права и распространение его, в том числе на лиц, осужденных к лишению свободы и имеющих на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за преступления экстремистской направленности и (или) террористического характера, преступления, совершенные в целях пропаганды, оправдания, поддержки терроризма и (или) диверсии, независимо от степени тяжести;
установление дополнительных требований к репутации лиц, претендующих на замещение публичных должностей во избежание сомнения в их морально-этических и нравственных качествах, а также в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти.
Право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления неразрывно связано с правом занимать публичную должность, принимать участие в управлении делами государства, осуществлять политическую власть, в том числе принимать нормативные правовые и правоприменительные акты, обязательные для других лиц.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации указанное право может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, следовательно, в отношении пассивного избирательного права могут вводиться ограничения, ведущие к исключению определенных категорий граждан из числа лиц, имеющих право претендовать на занятие выборной публичной должности.
Подпунктом "б" пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) к категории граждан Российской Федерации, которые не имеют права быть избранными, отнесены в том числе граждане, осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, а также осужденные за совершение указанных преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости, если на таких лиц не распространяется действие подпунктов "а.1" и "а.2" пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ.
Указанная норма во взаимосвязи с положениями примечания 2 к статье 282.1 Уголовного кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что ограничение пассивного избирательного права в Российской Федерации распространяется на граждан Российской Федерации, осужденных за совершение преступлений небольшой и средней степени тяжести, в случае если указанные преступления совершены по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
По мнению Законодательного Собрания Краснодарского края, действующая редакция подпункта "б" пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ не в полной мере позволяет оградить процесс формирования органов власти от лиц, не лояльных к конституционному строю, настроенных на его разрушение, противопоставляющих себя верховенству Конституции Российской Федерации и законов, чье участие в управлении делами государства будет носить исключительно деструктивный характер. Под указанное ограничение, к примеру, не подпадают лица, совершившие преступления террористического характера, преступления, совершенные в целях пропаганды, оправдания, поддержки терроризма и (или) диверсии, и осужденные за указанные преступления, в случае если данные преступления в соответствии с их уголовно-правовой квалификацией относятся к категории преступлений небольшой или средней степени тяжести.
В зависимости от наличия дополнительных признаков преступного деяния, таких как связь с террористической деятельностью, финансированием терроризма, время совершения преступления, мотивы его совершения:, к преступлениям террористического характера могут относиться составы уголовно-наказуемых деяний, не подпадающие под ограничения, установленные пунктом 3.2 статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ, например, часть 1 статьи 205.6 (несообщение о преступлении), части 1 и 2 статьи 207 (заведомо ложное сообщение об акте терроризма), часть 1 статьи 273 (создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ), часть 1 статьи 280.1 (публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации) Уголовного кодекса Российской Федерации и другие.
В этой связи законопроектом предлагается распространить ограничение пассивного избирательного права, предусмотренное подпунктом "б" пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ, в том числе на лиц, осужденных за совершение преступлений террористического характера либо преступлений, совершенных в целях оправдания, поддержки терроризма и (или) диверсии.
На фоне проводимой специальной военной операции, в реалиях современной внешне- и внутриполитической обстановки, обостряемой коалицией западных стран, не прекращающих попытки дестабилизации ситуации в нашей стране, ряд преступлений и правонарушений, направленных против государственной власти, основ конституционного строя и безопасности государства, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, приобретают повышенную общественную опасность. Вместе с тем на них также не распространяются ограничения, предусмотренные подпунктами "б.1" и "в" пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ. К таким преступлениям и правонарушениям, по мнению Законодательного Собрания Краснодарского края, относятся преступления, предусмотренные частью первой статьи 207.3, частью первой статьи 222, частью первой статьи 280.3, частью первой статьи 280.4 и статьей 284.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, и административные правонарушения, предусмотренные статьями 20.3.1-20.3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем законопроектом предлагается указанные составы преступлений и правонарушений включить в перечни преступлений и правонарушений, предусмотренные подпунктами "б.1" и "в" пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ, расширив таким образом основания для ограничения пассивного избирательного права.
Кроме этого, в ходе прошедших избирательных кампаний различного уровня отмечались случаи участия членов избирательных комиссий в массовых несанкционированных протестных акциях, направленных на дискредитацию выборного процесса и деятельности органов власти. Установлен ряд фактов, свидетельствующих об использовании членами избирательных комиссий своего статуса в целях совершения деяний противоправного характера, в том числе направленных против государственной власти, основ конституционного строя и безопасности государства, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. Ряд членов избирательных комиссий привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3.1-20.3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с этим указанные лица, заведомо осознавая, что в их отношении законодательно ограничен спектр предупредительно-профилактических мер и ограничений, продолжали исполнять свои обязанности в составе избирательных комиссий. По сведениям правоохранительных органов и органов безопасности, только в Краснодарском крае в ходе выборных кампаний 2022-2023 годов установлено 10 таких эпизодов.
Нахождение в числе кандидатов и в выборных органах лиц, совершивших противоправные деяния, направленные против основ конституционного строя, вызывает широкий общественный резонанс и недоверие к представителям власти, дискредитирует результаты голосования, оказывая негативное воздействие на систему выборов в Российской Федерации.
В целях нейтрализации угроз безопасности конституционному строю, минимизации роста социальной напряженности и протестной активности, недопущения вхождения в состав избирательных комиссий граждан, осуществляющих действия, направленные против безопасности государства, логичным и последовательным представляется ужесточение ограничений, предъявляемых к членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, в связи с чем законопроектом предлагается установить, что членами избирательных комиссий с правом решающего голоса в том числе не могут быть лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3-20.3.4 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Кроме этого, законопроектом предлагается расширить перечень ограничений при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, установив, что предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет"), выступления кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет") не должны обосновывать или оправдывать экстремизм, а также не должны содержать информацию, направленную на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленную на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях, оказания добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации, и информацию, содержащую призывы к осуществлению иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза мер ограничительного характера, выражающихся во введении или в продлении политических или экономических санкций в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц.
Корреспондирующие изменения, имеющие схожее правовое регулирование, предлагается внести в Федеральный закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", Федеральный закон от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральный закон от 22 декабря 2020 года N 439-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".
Правовое государство, чтобы быть устойчивым, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять его от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества.
Создавая соответствующие правовые механизмы, проектируемые изменения, преследуя конституционно значимые цели повышения конституционной ответственности и действенности принципов правового демократического государства, сохранения и надлежащего функционирования публичного правопорядка, предупреждения криминализации власти, позволят создать комплекс дополнительных мер, направленных на предотвращение подрыва социальной поддержки и легитимности органов публичной власти, а также установить дополнительные требования к репутации лиц, претендующих на замещение публичных должностей, с тем чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия экстремизму и терроризму на выборах в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия экстремизму и терроризму на выборах в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия экстремизму и терроризму на выборах в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия экстремизму и терроризму на выборах в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.