Досье на проект федерального закона
С 2012 года хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, обязаны осуществлять свою закупочную деятельность в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Далее - Федеральный закон N 223-ФЗ).
К таким предприятиям относятся и организации, признанные сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Значительная доля закупок сельскохозяйственных товаропроизводителей связана с приобретением средств защиты растений, удобрений, техники и запасных частей к ней, горюче-смазочных материалов, а также молодняка крупного рогатого скота, кормовых добавок и ветеринарных препаратов, то есть специфического товара, необходимого для обеспечения сельскохозяйственного производства, который должен удовлетворять точным потребностям предприятия.
Действующие механизмы, предложенные Федеральным законом N 223-ФЗ, не учитывают, что под его действие подпадают не только субъекты естественной монополии и государственные корпорации, но и обычные сельскохозяйственные организации, которые вынуждены жить в сегодняшних непростых условиях и конкурировать с другими частными сельхозпредприятиями, не подпадающими под действие указанного федерального закона.
Среди возникающих проблем стоит отметить проблему закупки средств защиты растений. На территории Российской Федерации разрешен оборот пестицидов и агрохимикатов, которые включены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации (далее - Каталог). При этом в указанный Каталог включено множество препаратов с одними и теми же действующими веществами и их концентрациями. Вместе с тем, аналогичные препараты могут по-разному влиять на растения. Это связано, в том числе, и с качеством очистки действующих веществ, добавлением разных веществ, которые не указываются производителем при описании препарата. Наличие таких примесей, а также собственные формулы смешивания препаратов в результате влияют на эффективность их действия. В таких условиях лишь при применении оригинальных, проверенных препаратов, а также двух-трех дорогостоящих копий можно достичь необходимого результата. Применение же прочих непроверенных "дженериков" (копий) в более дешевом сегменте не только нецелесообразно, но и может привести к угнетению посевов, гибели урожая, чего не может допустить ни один сельхозпроизводитель. Аналогичным образом обстоит дело и с ветеринарными препаратами.
Еще одной проблемой являются сроки проведения конкурентных закупок. Федеральным законом N 223-ФЗ на проведение торгов отводится 15-25 дней, в течение которых может существенно меняться цена ввиду колебания курса валют или ограниченного количества товара. При соблюдении закупочных процедур невозможно подстроиться под изменения рынка и приобрести необходимые товары по наиболее выгодной цене.
Более того, в случае необходимости замены частей сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственные товаропроизводители вынуждены проводить конкурентные закупочные процедуры, которые увеличивают время, на которые сельскохозяйственные работы приостанавливаются, что может быть критично для производства.
Кроме этого, Федеральный закон N 223-ФЗ не учитывает и тот факт, что добросовестный сельскохозяйственный производитель, прежде чем приобрести новый дорогостоящий товар (партию товара), всегда проводит опыты, а в части приобретения техники - сельскохозяйственные соревнования, по результатам которых определяется лучший товар, который наиболее подходит для производства. То есть, сельскохозяйственная организация к моменту завершения опыта/ сельскохозяйственного соревнования уже определяется и знает, какой конкретно товар ей необходим. Вместе с тем, при дальнейшем проведении закупочных процедур по Федерального закона N 223-Ф3, вся вышеуказанная работа не учитывается и не может учитываться, поскольку закон допускает поставку в адрес заказчика товаров-заменителей (эквивалента), обладающих схожими данными/свойствами, но на деле значительно уступающими основному выбранному товару.
Таким образом, распространение действия Федерального закона N 223-ФЗ на отдельные сельскохозяйственные предприятия не только ставит их в неравные конкурентные условия по отношению к другим частным сельскохозяйственным товаропроизводителям, но и создает дополнительные риски. Сельскохозяйственные предприятия с государственным участием ежегодно достигают ключевых показателей эффективности, роста показателей урожайности, привеса крупного рогатого скота и надоя молока, при этом им ограничивают возможность покупать те товары, которые они считают надежными, качественными и более производительными, что критически необходимо для развития сельхозпредприятия. При этом такие предприятия не являются монополистами, не имеют сверх доходов и не получают каких-либо преференций по отношению к сельскохозяйственным организациям, в которых нет государственного участия.
Законопроектом предлагается вывести сельскохозяйственных товаропроизводителей из-под действия Федерального закона N 223-ФЗ, что позволит таким юридическим лицам с государственным участием иметь более выгодные условия осуществления закупочной деятельности.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.