Досье на проект федерального закона
Развитие сельскохозяйственной кооперации является приоритетным направлением социально-экономической политики Российской Федерации.
Вместе с тем, правовое регулирование кооперативных выплат, предусмотренное Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации" (далее также - Федеральный закон), недостаточно отражает особенности их экономического и юридического содержания в сельскохозяйственных производственных кооперативах, что позволяет в правоприменительной практике рассматривать нормативную связь кооперативных выплат с гражданско-правовыми основаниями (уставом, решениями органов управления) и с размером оплаты личного трудового участия членов кооператива (распределение прибыли на кооперативные выплаты пропорционально этому размеру) в качестве признаков оплаты труда, работ, услуг и облагать их страховыми взносами в соответствии с пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (письма Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 18 июля 2017 г. N 03-15-06/45648, от 23 октября 2017 г. N 03-15-06/69180).
При этом выплата части прибыли участникам организаций других организационно-правовых форм согласно давно устоявшейся правоприменительной практике ими не облагается (Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 14 марта 2003 г. N 04-04-04/26, Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 5 октября 2006 г. N 03-05-02-04/152). Это приводит к нарушению принципов экономической обоснованности, нейтральности и равномерности налогообложения, относящихся к основным началам законодательства о налогах и сборах (ст. 3 НК РФ), ухудшает правовое и экономическое положение членов сельскохозяйственных производственных кооперативов по сравнению с участниками организаций других организационно-правовых форм.
Согласно абзацу шестнадцатому статьи 1 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" кооперативные выплаты представляют собой часть прибыли кооператива, распределяемой пропорционально личному трудовому участию членов сельскохозяйственного производственного кооператива.
Между тем, распределение прибыли в соответствии с личным трудовым участием не является определяющим правовым признаком этих выплат. По смыслу статьей 50 и 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации получение части прибыли относится к корпоративным правам участников коммерческих корпоративных организаций. Следовательно, определяющим правовым признаком кооперативных выплат является участие (членство) их получателей в сельскохозяйственных производственных кооперативах. Аналогичные правовые признаки определяют кооперативные выплаты и в сельскохозяйственных потребительских кооперативах с особенностями, обусловленными их некоммерческим статусом.
Кроме того, правило о распределении кооперативных выплат между членами кооператива пропорционально их личному трудовому участию либо участию в хозяйственной деятельности содержится в пункте 2 статьи 36 Федерального закона. Поэтому, норма абзаца шестнадцатого его статьи 1 не имеет самостоятельного нормативного содержания.
В этой связи определение кооперативных выплат, приведенное в статье 1 Федерального закона, подлежит уточнению: замене правила о порядке распределения прибыли на кооперативные выплаты основанием их выплаты.
Это позволит устранить из правоприменительной практики неопределенность в вопросе о связи кооперативных выплат с трудовыми либо гражданско-правовыми отношениями, предметом которых является труд членов сельскохозяйственного производственного кооператива, и об обложении их страховыми взносами, обоснованно исключив кооперативные выплаты из объекта обложения этими взносами.
В соответствии с пунктом 7 статьи 40 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации", посвященной регулированию труда членов сельскохозяйственных производственных кооперативов, кооперативные выплаты выплачиваются помимо оплаты их труда (личного трудового участия) в порядке и сроки, установленные уставом кооператива. Размещение правила о кооперативных выплатах в составе указанной нормы и ссылка на дополнительный характер этих выплат по отношению к оплате труда членов сельскохозяйственного производственного кооператива также обуславливает неопределенность в вопросе об основаниях кооперативных выплат: участие (членство) в кооперативе либо труд в нем.
В соответствии со статьями 1, 3, 13 и другими Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" (далее, также - Федеральный закон) члены сельскохозяйственного производственного кооператива обязаны принимать в нем личное трудовое участие. Однако члены производственного кооператива, принимая личное трудовое участие в деятельности кооператива, в то же время являются его собственниками, в связи с чем они приобретают как право на оплату труда, так и корпоративное право - на получение части прибыли кооператива.
Труд членов сельскохозяйственного производственного кооператива регулируется Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", уставом кооператива и решениями его органов управления (п. 3 ст. 40 Федерального закона), которыми определяются форма, порядок и другие условия оплаты труда. Однако они не могут быть хуже условий, предусмотренных трудовым законодательством (минимальный размер оплаты труда, гарантии, компенсации и т.д.) (п. п. 4, 7 ст. 40 Федерального закона).
Таким образом, оплата личного трудового участия членов сельскохозяйственного производственного кооператива определяется установленными кооперативом условиями и производится в зависимости от объема, квалификации, сложности и других условий их труда.
По-иному складываются отношения между сельскохозяйственным производственным кооперативом и его членами, действующими в качестве собственников.
Согласно Федеральному закону "О сельскохозяйственной кооперации" сельскохозяйственным производственным кооперативом признается коммерческая организация граждан, основанная на объединении их имущественных паевых взносов и личном трудовом участии в целях совместной сельскохозяйственной и иной связанной с ней деятельности (ст. ст. 1, 5 Федерального закона). В силу статьи 36 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" им выплачивается часть прибыли кооператива в форме кооперативных выплат, определяемых пропорционально оплате их труда за год. Отличительными правовыми признаками кооперативных выплат в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации" являются:
- наличие у кооператива чистой прибыли по данным его бухгалтерской отчетности, погашение им просроченных долгов, формирование резервного и других неделимых фондов (п. 1 ст. 36);
- решение общего собрания членов кооператива о распределении прибыли (подп. 5 п. 2 ст. 20, п. 8 ст. 36);
- зачисление не менее 70% кооперативных выплат в приращенные паи, подлежащие погашению не ранее чем через три года при наличии у кооператива прибыли и формировании всех предусмотренных уставом фондов (п. п. 3,4 ст. 36);
- оплата личного трудового участия члена кооператива (п. 7 ст. 40).
При получении кооперативом убытка его сумма также распределяется на членов производственного кооператива пропорционально размеру их оплаты труда (п. 5 ст. 36 Федерального закона).
Таким образом, кооперативные выплаты зависят от результатов финансово-хозяйственной деятельности кооператива, решений его органов управления, выполнения требований Федерального закона к финансовому положению кооператива, исполнению им обязательств, в том числе по оплате труда членов кооператива. Они не являются обязательными, а право на них не является безусловным правом члена кооператива, принимавшего личное трудовое участие в его деятельности. Более того, праву члена кооператива на получение кооперативных выплат противостоит обязанность покрывать убытки кооператива, а также нести субсидиарную ответственность по его долгам (п. 2 ст. 37 Федерального закона).
Следует также отметить, что в силу статьи 2 и пункта 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьи 3 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" производственный кооператив является коммерческой организацией, получающий прибыль не только от личного трудового участия своих членов, но и от использования своего имущества, денежных средств, труда наемных работников. Следовательно, источником кооперативных выплат полностью либо частично могут быть экономические выгоды, полученные кооперативом вне связи с трудом его членов.
Исходя из этого, основания для оплаты труда членов сельскохозяйственных производственных кооперативов и для кооперативных выплат им отличны.
В этой связи последнее предложение пункта 7 статьи 40 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" подлежит уточнению: замене указания на осуществление кооперативных выплат помимо оплаты труда правилом об их выплате вне рамок оплаты труда либо иных вознаграждений за труд по трудовым либо гражданско-правовых отношениям.
Представленный законопроект направлен на устранение указанных несоответствий и неопределенности и предусматривает изложение абзаца шестнадцатого статьи 1 и пункта 7 статьи 40 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" в новой редакции с учетом указанных предложений.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.