Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 618233-8 "О внесении изменений в статьи 39.5 и 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 39.5 и 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации" направлен на установление возможности предоставления гражданам, чьи жилые помещения были уничтожены или разрушены вследствие чрезвычайных ситуаций или террористических актов, земельных участков в собственность бесплатно.
Согласно подпункту 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Ряд субъектов Российской Федерации предусмотрел возможность предоставления земельных участков в собственность бесплатно гражданам, чьи жилые помещения утрачены вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков гражданам в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 данного Кодекса, осуществляется однократно.
Таким образом, граждане, ранее получившие земельные участки в собственность бесплатно в соответствии с федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации, не смогут получить земельный участок для создания жилого помещения взамен разрушенного в результате чрезвычайной ситуации.
Кроме того, граждане, которые утратили свои жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации и получили земельные участки в соответствии с региональным законодательством в собственность бесплатно для воссоздания жилья, в дальнейшем лишаются возможности на получение социальной поддержки в виде бесплатного предоставления земельного участка в собственность бесплатно при наступлении иных обстоятельств, предусмотренных законодательством. Например, гражданин с семьёй получил земельный участок для восстановления своего жилья, утраченного вследствие чрезвычайной ситуации, а впоследствии такая семья стала многодетной. Однако в силу положений статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации такая семья не сможет получить земельный участок или компенсацию взамен получения земельного участка в соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.
Такой подход представляется необоснованным, поскольку предоставление земельного участка гражданам, утратившим жилье вследствие чрезвычайных ситуаций, является компенсационным механизмом для восстановления утраченного имущества и не должно учитывать ранее полученные льготы от государства по предоставлению земельного участка, а также ограничивать в дальнейшем получение социальных гарантий в данной сфере.
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается закрепить в федеральном законодательстве положение о возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно гражданам, чьи жилые помещения были уничтожены или разрушены вследствие чрезвычайных ситуаций или террористических актов, а также установить, что такое предоставление не учитывает правила об однократности предоставления земельных участков гражданам в собственность бесплатно, установленное статьёй 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации.
Аналогичный механизм предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 629 в отношении граждан, утративших жильё в результате обстрелов со стороны вооружённых формирований Украины и (или) террористических актов. Вместе с тем, в соответствии со статьёй 20 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статьёй 8 Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указанное постановление Правительства Российской Федерации действует до конца 2024 года. Вместе с тем, обозначенная проблема требует не временного, а системного решения на уровне федерального законодательства. В этой связи представляется целесообразным внести предусмотренные законопроектом изменения в Земельный кодекс Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 39.5 и 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 39.5 и 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 39.5 и 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 39.5 и 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.