Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 4 июня 2024 г. N вн2.2-1/1892
на проект федерального закона N 594965-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагаются комплексные изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, касающиеся правового регулирования вопросов административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и в сфере государственного оборонного заказа.
Законопроектом предусматривается последовательное изложение всех составов административных правонарушений в указанных сферах в главе 7 (Административные правонарушения в области охраны собственности), что не в полной мере соотносится с подходом к распределению статей, указанных в главах Особенной части Кодекса (в зависимости от объекта посягательства соответствующих правонарушений). Так, затруднительно отнести к правонарушениям в области охраны собственности составы, предусмотренные частями 5 - 15 статьи 7.30.3 Кодекса, поскольку объектом посягательства по ним являются общественные отношения в сфере государственного оборонного заказа, а кроме того, устанавливается ответственность за нарушение обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг); неисполнение требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, а равно нарушение правил ведения такого учета; неисполнение уполномоченным банком установленных законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа обязанностей при осуществлении банковского сопровождения сопровождаемой сделки.
В дополнение к имеющимся в части 1 статьи 3.5 Кодекса верхним пределам административных штрафов в отношении должностных лиц (пятьдесят, сто тысяч рублей и так далее) законопроектом предлагается введение нового предела - шестьдесят тысяч рублей и делается ссылка на часть 11 статьи 7.30.1 Кодекса, что потребует внесения изменений в часть 1 статьи 3.5 Кодекса в части указания иных статей Особенной части Кодекса, в которых для должностных лиц (индивидуальных предпринимателей) предусматривается верхний предел штрафа в размере "до шестидесяти тысяч рублей" (например, часть 1 статьи 6.35, части 3.2, 5, 7 - 12 статьи 8.2 и другие).
Проектные части 5 и 9 статьи 7.30.1 Кодекса нуждаются в согласовании в части установления ответственности за нарушение требований к порядку, сроку размещения информации и документов или направления их для размещения в реестрах.
В соответствии с проектными пунктами 5 и 7 признаются утратившими силу ряд статей Кодекса, при этом значительная часть составов правонарушений, предусмотренных в данных статьях Кодекса, нашло свое отражение в законопроекте. Однако, несмотря на сохранение соответствующих запретов и обязанностей в Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), в законопроекте не устанавливается административная ответственность по правонарушениям, ответственность за которые предусматривается в настоящее время частью 3 статьи 7.29.3, частями 13 - 14 статьи 7.30, частью 2 статьи 7.31, частью 3, 4.1, 7 статьи 7.32, частью 4 статьи 7.32.1 и статьей 19.7.2-1 Кодекса и которые утрачивают силу, что требует уточнения.
В проектной части 8 статьи 7.30.1 Кодекса необходимо включить в число субъектов административной ответственности, привлекаемых по части 8 статьи 7.30.1 Кодекса, юридических лиц, так как, исходя из части 27 статьи 34 и пункта 3 части 15 статьи 44 Федерального закона, указанная обязанность возлагается на заказчика, который является юридическим лицом.
Предусматриваемый в санкциях проектной части 7 статьи 7.30.3 Кодекса штраф в отношении должностных лиц в размере от пятидесяти до ста тысяч рублей не согласуется с частью 1 статьи 3.5 Кодекса, устанавливающей, что штраф для данной категории субъектов не может превышать пятидесяти тысяч рублей.
Относительно предлагаемого санкцией проектной части 9 статьи 7.30.3 Кодекса размера административного штрафа для должностных лиц, исчисляемого в твердой денежной сумме, необходимо рассмотреть вопрос об установлении минимального и максимального размера штрафов с тем, чтобы соблюсти требования статей 4.1 - 4.3 Кодекса.
Также отмечаем возможность широкого усмотрения при назначении наказания по проектной части 14 статьи 7.30.3 Кодекса в отношении должностных лиц, размеры административного штрафа по которой составляют от ста тысяч до одного миллиона рублей.
В проектных частях 1 - 3 и в части 4 статьи 7.30.6 Кодекса необходимо уточнить субъекты административной ответственности. Так, в соответствии с проектной частью 4 устанавливается ответственность за нарушение оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки, кредитной организацией установленных законодательством Российской Федерации требований к порядку и сроку блокирования и прекращения блокирования денежных средств на банковском счете участника закупок и обязательных торгов. Между тем соответствующие обязанности по блокировке (разблокировке) устанавливаются статьей 44 Федерального закона N 44-ФЗ исключительно в отношении кредитных организаций, а операторы электронных площадок будут нести ответственность по проектным частям 1 - 3 статьи 7.30.6 Кодекса.
Следует учитывать, что поскольку законопроект связан с проектом федерального закона N 594966-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", необходимо синхронизировать его с указанным проектом по содержанию, срокам принятия и вступления в силу.
Иные замечания правового и юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Исполняющий обязанности |
А.Ю. Стешин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.