Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по собственности, земельным и имущественным отношениям (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 90784-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования регулирования правоотношений по оформлению прав на мелиоративные сооружения" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
В соответствии с пояснительной запиской законопроект разработан в целях совершенствования правового регулирования проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на мелиоративные каналы в связи с неоднозначной правоприменительной практикой по вопросу отнесения проводящих (магистральных) мелиоративных каналов как самостоятельных объектов недвижимости к объектам капитального строительства, подлежащим государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав. Также законопроектом предлагается разрешить проблему, связанную с невозможность оформления прав на мелиоративные объекты ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на них. В этой связи законопроектом предлагается упрощенный порядок оформления мелиоративных систем и отдельных входящих в их состав сооружений и устройств, находящихся на балансе государственных или муниципальных учреждений (предприятий), а также возможность оформления прав на земельные участки под такими объектами путем установления публичного сервитута.
Комитет концептуально поддерживает идею совершенствования законодательства в указанной сфере. Вместе с тем, к законопроекту имеется ряд существенных замечаний.
Законопроектом предлагается уточнить понятие мелиоративных систем, в том числе в части их разделения на движимые и недвижимые вещи, и предусмотреть упрощенный порядок оформления прав на такие системы и входящие в их состав сооружения и устройства. Предлагаемое законопроектом определение мелиоративных систем требует доработки в соответствии с положениями Водного кодекса Российской Федерации (в том числе, в части использования каналов и водохранилищ для целей мелиорации), Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" (в том числе, в части согласования понятий "мелиоративная система" (инженерное сооружение) и "гидротехнические сооружения") и Закона Российской Федерации "О недрах" (в частности, в части соотношения мелиоративной системы, расположенной под поверхностью земельного участка, с процессом недропользования).
Кроме того, понятие "магистральный канал" законодательством Российской Федерации не определено, а законопроектом его определение не предлагается. При этом необходимо учитывать, что в области мелиорации земель используются не только магистральные каналы, которые законопроектом предлагается относить к объектам недвижимости, но и каналы, не являющиеся магистральными и зарегистрированные как объекты недвижимости.
Законопроектом также предлагается все мелиоративные устройства относить к недвижимым вещам, однако не учитывается, что некоторые устройства (дождевальные многоопорные машины, дождевальные стационарные установки, машины для полива) относятся к движимым вещам. В целом представляется целесообразным в законопроекте определить четкие критерии, которые позволят относить сооружения и устройства в составе мелиоративных систем к объектам движимого или недвижимого имущества.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определённой вещи. В связи с этим не ясно, на основании чего каналы, не являющиеся проводящими, а также расположенные под поверхностью земельного участка мелиоративные системы, предлагается считать принадлежностью (частью) земельного участка, на котором они расположены.
Учитывая изложенное, проектируемое понятие "мелиоративная система" нуждается в уточнении.
Также нуждаются в проработке используемые в иных проектируемых положениях термины "расположенные под поверхностью земельного участка мелиоративные системы" и "подземные мелиоративные системы", поскольку их понятия в Федеральном законе "О мелиорации земель" не раскрываются.
Предлагаемое законопроектом изменение, согласно которому оформление прав собственников подземных мелиоративных систем на земельные участки, в границах которых размещены такие системы, не требуется, если реконструкция мелиоративных систем не предполагается, нуждается в дополнительной проработке в целях устранения возможных рисков нарушения целостности существующих мелиоративных систем, изменения их правового режима и их физической утраты.
В статье 2 проекта предлагается внести изменения в статьи 39.37, 39.38, 39.41, 39.47, 39.50 ЗК, предусматривающие установление публичного сервитута в целях размещения мелиоративных систем либо отдельных входящих в их состав сооружений, что не в полной мере согласуется с целями его установления, определяемыми в проектируемой части 3 статьи 26 Федерального закона "О мелиорации земель", для целей строительства, реконструкции, технического перевооружения, капитального ремонта мелиоративных систем либо отдельных входящих в их состав сооружений и устройств.
Кроме того, положение законопроекта об установлении возможности использования земельных участков на условиях публичного сервитута для реконструкции, технического перевооружения, капитального ремонта мелиоративных систем требует уточнения в части исключения распространения такой возможности на новые мелиоративные системы, поскольку его реализация на практике может привести к нарушению прав и законных интересов иных землепользователей, а также выходит за рамки вопросов, на решение которых направлен законопроект.
Учитывая изложенное, Комитет считает целесообразным предложить субъекту права законодательной инициативы доработать проект федерального закона N 90784-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования регулирования правоотношений по оформлению прав на мелиоративные сооружения" до его рассмотрения в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.