Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленные на совершенствование кадастрового учета и государственной регистрации прав на мелиоративные системы, а также на установление публичного сервитута для целей строительства, реконструкции, технического перевооружения, капитального ремонта мелиоративных систем либо отдельных входящих в их состав сооружений и устройств.
По результатам рассмотрения законопроекта сообщаем следующее.
Пунктом 1 статьи 1 проекта предлагается в абзаце шестом статьи 2 Федерального закона от 10 января 1996 года N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (далее - Федеральный закон N 4-ФЗ) уточнить определение понятия "мелиоративные системы", определив их как комплексы взаимосвязанных, расположенных на мелиорированных землях и являющихся недвижимыми вещами гидротехнических и других сооружений (каналы, коллекторы, трубопроводы, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие подобные сооружения), водохранилищ и устройств, обеспечивающих создание оптимального водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях. При этом каналы, не являющиеся проводящими, а также расположенные под поверхностью земельного участка мелиоративные системы не являются недвижимыми вещами и считаются принадлежностью земельного участка, в границах которого они расположены.
Обращаем внимание, что согласно статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В связи с этим входящие в состав мелиоративных систем сооружения и устройства, о которых говорится в проектируемом определении, могут не отвечать указанным признакам недвижимой вещи.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК) земельный участок представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определенной вещи. В связи с этим не ясно, на основании чего каналы, не являющиеся проводящими, а также расположенные под поверхностью земельного участка мелиоративные системы, предлагается считать принадлежностью (частью) земельного участка, на котором они расположены.
Учитывая изложенное, проектируемое понятие "мелиоративная система" нуждается в уточнении.
Также нуждаются в уточнении используемые в иных проектируемых положениях термины "расположенные под поверхностью земельного участка мелиоративные системы" и "подземные мелиоративные системы", поскольку их понятия в Федеральном законе N 4-ФЗ не раскрываются.
В статье 2 проекта предлагается внести изменения в статьи 39.37, 39.38, 39.41, 39.47, 39.50 ЗК, предусматривающие установление публичного сервитута в целях размещения мелиоративных систем либо отдельных входящих в их состав сооружений, что не в полной мере согласуется с целями его установления, определяемыми в проектируемой части 3 статьи 26 Федерального закона N 4-ФЗ, для целей строительства, реконструкции, технического перевооружения, капитального ремонта мелиоративных систем либо отдельных входящих в их состав сооружений и устройств.
Также предлагается дополнить Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" статьей 3.9, согласно пункту 1 которой публичный сервитут для целей размещения мелиоративных систем либо отдельных входящих в их состав сооружений и устройств может быть установлен на основании ходатайства государственного или муниципального учреждения либо государственного или муниципального унитарного предприятия, у которых в отношении находящихся на их балансе соответствующих мелиоративных систем отсутствуют оформленные права, предусмотренные ГК. При этом предоставление правоустанавливающих документов на мелиоративную систему либо отдельные входящие в ее состав сооружения и устройства не требуется.
Обращаем внимание, что такой подход может привести к размещению на обременяемых публичным сервитутом земельных участках самовольных построек (статья 222 ГК).
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.