Досье на проект федерального закона
В соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации. Проектом федерального закона предлагается установить аналогичное требование для высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. В пояснительной записке к законопроекту указано, что внесение проектного положения связано с необходимостью "снижения влияния "административного ресурса".
Согласно статье 20 Федерального закона от 21 декабря 2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 414-ФЗ) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации одновременно замещает государственную должность Российской Федерации и государственную должность субъекта Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 40 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что лица, замещающие государственные должности, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения, а в пункте 5 этой статьи определено, что понимается под этим использованием. Таким образом, Федеральный закон N 67-ФЗ содержит нормы, которые направлены на достижение цели, о которой идет речь в пояснительной записке.
Полагаем необходимым обратить также внимание на позицию Конституционного Суда Российской Федерации в отношении депутатов законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2013 года N 7-П указано, что лица, осуществляющие депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, не являются наемными работниками, их правовой статус обусловлен самим актом избрания на выборах. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, избирается гражданами Российской Федерации или депутатами законодательного органа субъекта Российской Федерации (статьи 4 и 20 Федерального закона N 414-ФЗ). Данные нормы позволяют сделать вывод о том, что в отличие от зарегистрированных кандидатов, находящихся на государственной или муниципальной службе либо работающих в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, также как и депутат законодательного органа субъекта Российской Федерации, не является наемным работником и имеет особый правовой статус.
Исполняющий обязанности |
Д.Ю. Воронин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.