Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается увеличить возраст ребенка, на которого назначается ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка (далее - единое пособие), до 18 лет.
Следует отметить, что реализация мер поддержки граждан, имеющих детей, является приоритетным направлением в деятельности Правительства Российской Федерации.
Единое пособие было введено в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации по созданию целостной системы мер социальной поддержки семей с детьми в целях сведения к минимуму риска бедности таких семей и объединило ряд действовавших до 1 января 2023 г. мер поддержки беременных женщин и семей с детьми: ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности; ежемесячные выплаты на первого, второго, третьего и последующего ребенка в возрасте до 3 лет; ежемесячную денежную выплату на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно; ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.
Согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Законопроектом также предлагается увеличить возраст ребенка, на которого назначается ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, до 7 лет. Указанное пособие было введено в качестве дополнительной меры государственной поддержки детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в связи с отменой с 1 января 2008 г. отсрочки от призыва на военную службу для граждан, имеющих детей до 3 лет, и служит компенсацией утраты заработка в связи с призывом на военную службу кормильца семьи с учетом того, что мать (либо другое лицо) осуществляет уход за ребенком и не может в полной мере осуществлять трудовую деятельность. При этом согласно статье 256 Трудового кодекса Российской Федерации матери либо иным лицам (отцу, бабушке, дедушке, опекуну и другим), фактически осуществляющим уход, предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
Таким образом, проектируемые положения не согласуются с реализуемым подходом при предоставлении мер государственной поддержки семьям с детьми.
Кроме того, согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту принятие федерального закона потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета, однако в нарушение требований статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации источники и порядок исполнения соответствующих расходных обязательств не определены.
С учетом изложенного законопроект нуждается в концептуальной доработке.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства Российской Федерации от 27 октября 2023 г. N 13446-П45 "Заключение на проект федерального закона N 548043-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Думы Н.А. Останиной"
Опубликование:
-