Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 549611-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и статью 3 Федерального закона "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и статью 3 Федерального закона "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Законопроект) разработан в целях совершенствования правоотношений в области рыболовства и аквакультуры.
Законопроектом предусматриваются изменения в Федеральный закон от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) и Федеральный закон от 2 июля 2013 года N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об аквакультуре).
Основные изменения связаны с проблемами правоприменения отдельных положений Закона о рыболовстве в части осуществления рыболовства в районах действия международных договоров, а также в Черном и Азовском морях.
Так, законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 28 Закона о рыболовстве, определяющую положения об общем допустимом улове водных биоресурсов.
В соответствии с частями 1-2 указанной статьи общий допустимый улов водных биоресурсов и перечень видов водных биоресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов водных биоресурсов, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.
Общий допустимый улов водных биоресурсов в целях установления квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставляемой Российской Федерации, определяется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Вместе с тем на практике в текущих условиях отечественный промысел сталкивается с усилением геополитического и санкционного давления со стороны отдельных недружественных стран, что снижает эффективность осуществления промышленного рыболовства в рамках международных договоров Российской Федерации, требуя формирования новых подходов к вопросам организации промысла в удаленных районах Мирового океана и реализации уловов водных биоресурсов и рыбной продукции из них в целях обеспечения бесперебойного функционирования рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации и продовольственной безопасности нашей страны.
Обеспечение доступа к рыболовным ресурсам в удаленных районах Мирового океана, в том числе, является необходимым механизмом для достижения целей и задач, предусмотренных Государственной программой Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 314 и Стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 г. N 2567-р.
Законопроектом предлагается установить, что порядок определения и утверждения общего допустимого улова в районах действия международных договоров определяет Правительство Российской Федерации, а перечень видов водных биоресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов водных биоресурсов для районов действия международных договоров определяется Федеральным агентством по рыболовству, как федеральным органом исполнительной власти, отвечающим за взаимодействие с иностранными государствами и международными организациями по вопросам рыболовства и рыбоводства.
Предлагаемое регулирование позволит Федеральному агентству по рыболовству предоставлять право на добычу (вылов) водных биоресурсов в удаленных районах Мирового океана на основании договора о закреплении доли добычи (вылова) соответствующей международной квоты в отношении объекта рыболовства, или договора пользования, что существенно повысит эффективность регулирования рыболовства Российской Федерации в районах действия международных договоров.
Также статьей 3 Законопроекта предлагается установить, что в срок до 1 января 2026 года лица, осуществляющие рыболовство в Азовском и (или) Черном морях с использованием судов, которые оснащены в обязательном порядке техническими средствами контроля, предусмотренными статьей 43.4 Закона о рыболовстве могут вести рыболовный журнал в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью капитана судна (судоводителя), лица, его замещающего.
Статьей 25.1 Закона о рыболовстве установлено, что рыболовный журнал обязаны вести лица, осуществляющие промышленное рыболовство, рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях, рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях, рыболовство в целях аквакультуры (рыбоводства). При этом лица, осуществляющие рыболовство с использованием судов, которые оснащены в обязательном порядке техническими средствами контроля (далее - ТСК), предусмотренными статьей 43.4 Закона о рыболовстве, ведут рыболовный журнал в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью капитана судна (судоводителя) или лица, его замещающего (часть 6 статьи 25.1 Закона о рыболовстве).
Вместе с тем лица, осуществляющие рыболовство с использованием судов, не указанных в части 6 статьи 25.1 Закона о рыболовстве, лица, осуществляющие рыболовство без использования судов, а также лица, осуществляющие организацию любительского рыболовства, могут вести рыболовный журнал в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью капитана судна (судоводителя), лица, его замещающего, лица, осуществляющего добычу (вылов) водных биоресурсов без использования судна, или лица, осуществляющего организацию любительского рыболовства.
Однако на оснащенных ТСК судах, используемых при осуществлении рыболовства в Азовском и Черном морях (в том числе в районах, прилегающих к Крымскому полуострову и к Северному Приазовью), на протяжении длительного времени отмечается отсутствие всех видов связи из-за воздействия средств радиоэлектронной борьбы. Таким образом, осуществлять передачу данных и вести рыболовный журнал в электронной форме в данное время невозможно. При данных обстоятельствах действует требование о прекращении добычи (вылова) водных биоресурсов, что в конечном итоге станет причиной ликвидации (банкротства) ряда крупнейших в Азово-Черноморском рыбохозяйственном бассейне рыбодобывающих организаций (предпринимателей) и создания социальной напряженности.
Предлагаемые изменения создадут условия для обеспечения возможности ведения рыболовного журнала в указанных районах на определённый временной период.
Законопроект предусматривает ряд юридико-технических изменений в часть 2 статьи 13 и часть 2 статьи 37 Закона о рыболовстве.
Кроме того, законопроект предусматривает изменения в статью 23 Закона о рыболовстве, регулирующую рыболовство в целях аквакультуры.
В соответствии с частью 1 указанной нормы рыболовство в целях аквакультуры (рыбоводства) осуществляется для сохранения водных биоресурсов и обеспечения деятельности рыбоводных хозяйств.
В соответствии с частью 3 статьи 23 Закона о рыболовстве расчет объемов добычи (вылова) водных биоресурсов при осуществлении рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства) для обеспечения деятельности, указанной в части 1, осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
В целях исключения неоднозначного толкования, законопроектом вносятся изменения в часть 3 статьи 23 Закона о рыболовстве, в соответствии с которыми расчет объемов добычи (вылова) водных биоресурсов осуществляется не только для обеспечения деятельности рыбоводных хозяйств, но и для обеспечения сохранения водных биологических ресурсов. Также предлагается уточнить, что указанный расчет осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, с учетом биотехнических показателей по выращиванию молоди (личинок).
При этом, необходимо отметить, что в рамках методики, утвержденной приказом Минсельхоза России от 30 января 2015 г. N 25, для пользователей водных биоресурсов, планирующих осуществлять искусственное воспроизводство расчет уже сегодня производится на основе данных биотехнических показателей.
Вместе с тем полномочия федерального органа исполнительной власти в области рыболовства по утверждению таких биотехнических показателей по выращиванию молоди (личинок), отсутствуют, что препятствует их эффективному применению и совершенствованию.
В этой связи законопроектом вносятся изменения в часть 3 статьи 23 Закона о рыболовстве и в статью 3 Закона об аквакультуре.
Принятие законопроекта повысит эффективность государственного регулирования в области рыболовства и рыбоводства, создаст благоприятные условия для ведения промысла не только в рыбохозяйственных бассейнах на территории Российской Федерации, но и в районах действия международных договоров, позволит вести своевременный учет рыболовства в Азовском и Черном морях в складывающихся условиях, а также устранит технические несовершенства законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и статью 3 Федерального закона "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и статью 3 Федерального закона "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и статью 3 Федерального закона "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и статью 3 Федерального закона "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.