Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на предоставление военнослужащим, приобретшим инвалидность II группы, полученной при выполнении задач в ходе проведения специальной военной операции, права на прекращение обязательств по оплате кредитов (займов).
Положениями Федерального закона от 7 октября 2022 г. N 377-ФЗ "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей" определены основания для прекращения обязательств военнослужащего по оплате кредитов.
Так частью 1 статьи 2 ФЗ N 377 установлено, что в случае гибели (смерти) военнослужащего, если он погиб (умер) при выполнении задач в период проведения специальной военной операции либо позднее указанного периода, но вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при выполнении задач в ходе проведения специальной военной операции, или в случае объявления судом военнослужащего умершим, а также в случае признания военнослужащего инвалидом I группы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обязательства военнослужащего по кредитному договору прекращаются. Причинная связь увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, приведших к смерти военнослужащего или признанию военнослужащего инвалидом I группы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с выполнением им задач в ходе проведения специальной военной операции устанавливается военно-врачебными комиссиями и (или) федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
В правоприменительной практике при применении указанной нормы на сегодня сложилась проблема, заключающаяся в том, что среди военнослужащих, получивших увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания при выполнении задач в ходе проведения специальной военной операции, есть лица, которым была установлена не I, a II группа инвалидности, при которой военнослужащие полностью или частично утратили способность к трудовой деятельности.
При таких физических ограничениях при возвращении (после военной службы) на рабочее место военнослужащие не могут полноценно реализовывать ранее выполняемые (до приобретения инвалидности) трудовые обязанности. В таких ситуациях по причине невозможности полноценно вести (как ранее трудовую деятельность) или нести военную службу происходит потеря или снижение дохода военнослужащего.
На сегодня в судебной практике уже существуют случаи взыскания банками с участников специальной военной операции кредитных долгов (в том числе по ипотечным сделкам, в которых предметом залога является единственное жилье для военнослужащего и члена его семьи) по причине ненадлежащего исполнения ими кредитных обязательств. Ненадлежащее исполнение ими кредитных обязательств происходит по причине отсутствия (по причине потери работы) или снижения у военнослужащего дохода в связи с полученными в ходе военной службы ранениями, не приведшими в приобретении инвалидности I группы.
Законопроектом предлагается внести изменения в часть 1 статьи 2 ФЗ N 377, согласно которым прекращение кредитных обязательств осуществляется, в том числе в случае признания военнослужащего инвалидом II группы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и признанного по решению военно-врачебной комиссии не пригодным к военной службе. Положения законопроекта распространяются на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 года, и не распространяются на обязательства военнослужащего - участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих по кредитному договору, заключенному в целях приобретения жилого помещения с использованием средств целевого жилищного займа в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 20.08.2004 г. N 117 "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, а также не потребует расходов из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей"
Принятие федерального закона к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.