Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 12 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" (далее также - законопроект, а в отдельных случаях - Федеральный закон) разработан в целях обеспечения:
1) возможности получения лицами - гражданами Российской Федерации, покинувшими безвозвратно место жительства в Чеченской Республике в связи с возникновением в декабре 1994 года кризиса на ее территории, утратившими статус вынужденного переселенца с 10 января 2016 года в связи с получением ими и (или) членами их семей, в том числе не имевшими статуса вынужденного переселенца, денежных компенсаций за утраченное жилье, необеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания и которые и (или) члены семей которых состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, социальных выплат (субсидий) за счет средств федерального бюджета для приобретения жилых помещений (решения своей жилищной проблемы), право на получение которых удостоверено государственными жилищными сертификатами (далее - социальные выплаты или социальная выплата),
2) соблюдения правил юридической (правотворческой) техники при изложении абзаца первого пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" (далее - Закон Российской Федерации N 4530-1), определяющего перечень мероприятий по обеспечению, в частности, размещения и обустройства вынужденных переселенцев, являющихся расходными обязательствами Российской Федерации.
В этой связи предметом правового регулирования законопроекта являются общественные отношения, возникающие в связи с восстановлением и продлением статуса вынужденного переселенца лицам - гражданам Российской Федерации, покинувшим безвозвратно место жительства в Чеченской Республике в связи с возникновением в декабре 1994 года кризиса на ее территории, утратившим данный статус с 10 января 2016 года в связи с получением ими и (или) членами их семей, в том числе не имевшими статуса вынужденного переселенца, денежных компенсаций за утраченное жилье, необеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания и которые и (или) члены семей которых состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, реализацией ими права на получение от исполнительного органа субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные лица состоят в органе местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, социальных выплат, а также в связи с применением абзаца первого пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации N 4530-1, определяющего перечень мероприятий по обеспечению, в частности, размещения и обустройства вынужденных переселенцев, являющихся расходными обязательствами Российской Федерации, в скорректированной (с точки зрения права юридической (правотворческой) техники)редакции.
Достижение указанных целей возможно только образом, предлагаемом в законопроекте (путем внесения изменений в Закон Российской Федерации N 4530-1), поскольку общественные отношения, складывающиеся в связи с продлением гражданину Российской Федерации срока действия статуса вынужденного переселенца, а также в связи с выполнением мероприятий по размещению и обустройству вынужденных переселенцев, предоставлением им иных социальных прав и гарантий, регулируются Законом Российской Федерации N 4530-1.
Необходимость разработки законопроекта возникла по итогам анализа проблемы невыплаты государством гражданам Российской Федерации, покинувшим безвозвратно место жительства в Чеченской Республике в связи с возникновением в декабре 1994 года кризиса на ее территории, денежных компенсаций за утраченное ими жилье в размере, позволяющем возместить его в полной мере, то есть приобрести новое равнозначное жилье, с просьбой о решении которой в адрес депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва - заместителя руководителя фракции Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва А.А. Кузнецова в ходе личного приема граждан в приемной Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации обратилась женщина - гражданка Российской Федерации, до возникновения указанного кризиса проживавшая вместе с семьей в городе Грозном Чеченской Республики и утратившая свое жилье в связи с ним, а также по итогам анализа норм Закона Российской Федерации N 4530-1, в том числе предусмотренных ими мероприятий по размещению и обустройству вынужденных переселенцев, их социальных прав и гарантий.
Как известно, 1 декабря 1994 года (фактически) 1 и 11 декабря 1994 года (юридически) 2 на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа начались военные боевые действия между российскими Временными объединенными силами (объединенная группировка сил и средств, в которую входили военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации (Министерство обороны Российской Федерации), сотрудники Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы контрразведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, других федеральных органов государственной власти) и незаконными вооруженными формированиями самопровозглашенной 8 июня 1991 года Чеченской Республикой Ичкерия, получившие название в нормативных правовых актах Российской Федерации как "мероприятия по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики" 3, "меры по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности на территории Чеченской Республики" 4, "кризис в Чеченской Республике" 5, а в истории - "первая Чеченская война" 6 или "первая российско-чеченская война" 7. Данный кризис продолжался до 31 августа 1996 года, когда военные боевые действия между указанными сторонами были прекращены в результате принятия Совместного заявления, провозгласившего достижение соглашения о "Принципах определения основ взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой" (подписано 31 августа 1996 года в городе Хасавюрте Республики Дагестан) (далее - Принципы) и утвердившего Принципы.
Во второй раз кризис - военные боевые действия между Объединенной группировкой войск (сил) (включала объединения, соединения, воинских частей, подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации и их подразделений, органов и подразделений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации) и различными незаконными вооруженными формированиями, находящимися на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа ("вторая чеченская война", контртеррористические операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации) - фактически начался 7 августа 1999 года 8 с вторжения незаконных вооруженных формирований на территорию Республики Дагестан и юридически закончился 15 апреля 2009 года 9 (16 апреля 2009 года Национальным антитеррористическим комитетом по поручению Президента Российской Федерации был отменен приказ, объявляющий территорию Чеченской Республики зоной проведения контртеррористических операций) 10.
Рассматривая указанные кризисные ситуации как единый кризис на территории Чеченской Республики и Северо-Кавказского региона Российской Федерации, следует отметить, что в результате его разрешения многие жители Чеченской Республики не только погибли или физически и психологически пострадали (получили травмы), но и утратили свои жилье и имущество, а также уехали в другие субъекты Российской Федерации для постоянного проживания и получили статус вынужденного переселенца в соответствии с Законом Российской Федерации N 4530-1. В связи с этим Президентом Российской Федерации был принят, в частности, Указ от 5 сентября 1995 года N 898 "О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 898), в соответствии с абзацем вторым пункта 1 и пунктом 2 которого лицам, которым причинен материальный ущерб, в том числе потерявшим жилье, в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, возникшего в декабре 1994 года, постановлено осуществить компенсационные выплаты, а Правительству Российской Федерации поручено в месячный срок определить источники финансирования, в том числе данных компенсационных выплат, и порядок их осуществления, а также обеспечить выплаты денежных средств указанным лицам.
Во исполнение указанных норм Указа Президента Российской Федерации N 898, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 года N 510 был утвержден Порядок выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно (далее - Порядок).
Согласно пунктам 2, 5-7 Порядка право на получение компенсаций за жилье независимо от формы его собственности и степени разрушения и/или личное имущество, утраченные в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, получили граждане, безвозвратно покинувшие Чеченскую Республику с 12 декабря 1994 года, при условии снятия с регистрационного учета всех членов семьи по прежнему месту жительства и их отказа от жилья на территории Чеченской Республики, размеры которых определены в следующем порядке:
- за утраченное жилье - из расчета расходов на строительство (приобретение) жилья исходя из нормы 18 кв. метров общей площади на каждого члена семьи (для граждан, зарегистрированных (прописанных) на занимаемой ранее площади в единственном числе, - 29 кв. метров общей площади), по средним российским ценам за 1 кв. метр общей площади жилья, определяемым Федеральной службой государственной статистики на начало года, но не более 120 тыс. рублей на семью. При этом при определении размера компенсации: принимаемая в расчет площадь не должна превышать общей площади ранее занимаемого жилья, учитываются члены семьи, временно отсутствовавшие в период разрешения кризиса в Чеченской Республике в связи с выбытием на учебу, военную службу, лечение, в длительную командировку, при условии отсутствия у них любого иного постоянного жилья (право на получение компенсации за утраченное жилье распространяется на членов семьи, состоящих в ней на день подачи заявления);
- за утраченное имущество - в размере 5000 рублей на каждого члена семьи для семей, имеющих в своем составе до 3 человек включительно, и в размере 1000 рублей на каждого последующего члена семьи, но не более 20000 рублей на одну семью;
- при определении размера компенсации не учитываются суммы, полученные по обязательному и добровольному страхованию строений и имущества.
Совершенно очевидно, что указанных средств, в особенности после дефолта и девальвации рубля, объявленных Правительством Российской Федерации 17 августа 1998 года (введения "комплекса мер, направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики") 11, было недостаточно для полноценного восполнения утраченных жилья и имущества в связи с более высокими реальными ценами на них во второй половине 1990-х годов - начале 2000-х годов.
Вопрос о низких размерах компенсационных выплат, установленных Порядком для граждан, пострадавших в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно с 12 декабря 1994 года, неоднократно обсуждался на различных совещаниях, конференциях, "круглых столах" и других подобных мероприятиях в органах власти разного уровня. Так, только по предложениям Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека были приняты поручения Президента Российской Федерации от 4 августа 2006 года N Пр-1325, от 15 июня 2007 года N Пр-1094, от 24 мая 2010 года N Пр-1004, от 20 сентября 2010 года N Пр-2736, связанные с необходимостью проработки вопроса о принятии нового порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно с 12 декабря 1994 года, в размерах, позволяющих в полной мере его восполнить. Однако данный вопрос, как и вопрос о выплате компенсации за утраченное имущество в размере, ему соответствующем, так и не были решены. В результате этого указанные граждане Российской Федерации до сих пор несправедливо не обеспечены жильем, а также не восполнили утраченное имущество, вынуждены порой проживать в общежитиях, коммунальных квартирах или в жилых помещениях, непригодных для проживания, тому подобных необеспеченных для качественной жизни условиях.
Законопроектом же предлагается решить проблему необеспеченности указанных граждан Российской Федерации жильем для постоянного проживания.
Как было отмечено выше, многие указанные граждане Российской Федерации получили в субъектах Российской Федерации, в которые они прибыли, покинув место жительства на территории Чеченской Республики, статус вынужденного переселенца в соответствии с Законом Российской Федерации N 4530-1. Положениями Закона Российской Федерации N 4530-1 предусмотрены ряд мероприятий, в частности, по размещению и обустройству вынужденных переселенцев (подпункт 4 пункта 1 и подпункт 1 пункта 3 статьи 7), иные их социальные права (пункт 1 статьи 6, подпункты 1-3, 5, 8-10 пункта 1, пункт 2, подпункт 2 пункта 3, пункт 4 статьи 7) и гарантии (статья 8). Одним из таких мероприятий по обустройству вынужденных переселенцев и, одновременно, одним из их социальных прав, является право на получение социальной выплаты, которая предоставляется в случае, если вынужденный переселенец нуждается в получении жилого помещения (подпункт 4 пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации N 4530-1). В этой связи многие вынужденные переселенцы, покинувшие место жительства в Чеченской Республике, получившие денежную компенсацию за утраченной жилье, состояли в очереди на получение социальной выплаты, поскольку, как было отмечено выше, на сумму предоставленной им денежной компенсации невозможно было приобрести новое жилье, равноценное утраченному в Чеченской Республике.
Ежегодно указанным гражданам статус вынужденного переселенца продлевался по их заявлению территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (впоследствии - территориальными органами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел) по основанию, предусмотренному абзацем вторым пункта 4 статьи 5 Закона Российской Федерации N 4530-1 (в редакции подпункта "б" пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2006 год N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу совершенствования государственного управления в сфере миграции"), а именно, в связи наличием обстоятельства, препятствующего вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, которым признавалось отсутствие жилого помещения для постоянного проживания. При этом выплаченные таким вынужденным переселенцам денежные компенсации за утраченные жилые помещения в Чеченской Республике не признавались обстоятельством, которое исключало продление статуса вынужденного переселенца.
Однако ситуация изменилась в связи с принятием и вступлением в силу с 10 января 2016 года Федерального закона от 30 декабря 2015 года N 467-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" (далее - Федеральный закон N 467-ФЗ). Федеральным законом N 467-ФЗ указанное основание для продления срока действия статуса вынужденного переселенца было исключено (абзац шестой подпункта "б" и абзацы второй - девятый подпункта "в" пункта 5 статьи 1), а в число новых оснований для его продления было введено такое основание, как "неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье" (абзац четвертый подпункта "в" пункта 5 статьи 1, подпункт 2 пункта 5 статьи 5 Закона Российской Федерации N 4530-1). В связи с этим территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел стали принимать решения об отказе указанным гражданам Российской Федерации, нуждающимся в жилых помещениях, в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, что повлекло утрату ими как данного статуса, так и права на социальные выплаты, которое предусмотрено подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации N 4530-1.
Таким образом, сложилась социально несправедливая ситуация: вынужденные переселенцы из Чеченской Республики получили денежные компенсации за утраченные жилые помещения, однако не смогли их восполнить в полной мере (приобрести равноценные жилые помещения) из-за низких размеров предоставленных компенсаций, и, в то же время, не могут получить социальные выплаты, поскольку из-за получения денежных компенсаций утратили статус вынужденного переселенца.
Как следует из выводов Верховного Суда Российской Федерации, к которым он пришел в решениях от 16 ноября 2000 года N ГКПИ00-1224 и от 29 апреля 2002 года N ГКПИ2002-109 и от 14 сентября 2010 года N ГКПИ10-849, компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество, установленные Указом Президента Российской Федерации N 898 и Порядком, - это лишь дополнительные меры социальной защиты лиц, пострадавших в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, а не полное возмещение стоимости утраченных жилья и имущества. Другими словами, данные компенсационные выплаты не прекратили и не могли прекратить обязательства Российской Федерации по выплате компенсации за имущество, которое находилось в собственности вынужденного переселенца, если государство не может обеспечить его возврат (подпункт 1 пункта 4 статьи 7 Закона Российской Федерации N 4530-1).
Стоит также отметить, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 2 описательно-мотивировочной части Постановления от 21 ноября 2002 года N 15-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 3 и абзаца первого пункта 6 статьи 9 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" в связи с жалобой гражданина М.А. Мкртычана", "Правовое государство по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно обеспечивает безопасность граждан, охрану и защиту их прав и законных интересов, эффективное восстановление в правах. Поэтому в Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, и, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием; государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется на основе принципа юридического равенства (статьи 1, 2, 17, 18, 19 и 45 Конституции Российской Федерации). При этом, по смыслу статей 45 (часть 1), 55 (часть 1), 71 (пункт "в"), 72 (пункт "б" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, государство обязано соблюдать и защищать не только права и свободы граждан, непосредственно закрепленные Конституцией Российской Федерации, но и производные от них другие права и их гарантии, приобретаемые на основании федерального закона.
Из названных положений вытекает конституционная обязанность Российской Федерации в случаях, когда в каком-либо субъекте Российской Федерации возникают экстраординарные ситуации, связанные, в том числе с нарушениями режима правовой безопасности, с которыми государство не смогло своевременно справиться, и вынуждающие проживающих на его территории граждан Российской Федерации вопреки своей воле покидать места постоянного жительства, обеспечить им посредством дополнительных мер экономического, социального и юридического характера условия для ресоциализации и восстановления нарушенных прав. Соответственно, такие граждане вправе рассчитывать на применение к ним специальных мер защиты, обусловленных юридической природой данной обязанности государства". При этом стоит подчеркнуть, что в соответствии с абзацем вторым пункта 3 описательно-мотивировочной части указанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации "Предоставление гражданину данного статуса ведет к возникновению между ним и государством особых правоотношений, обусловленных необходимостью оказывать содействие в обустройстве вынужденного переселенца на новом месте жительства, компенсировать ему утрату жилья и иного имущества".
Таким образом, предлагается решить обозначенную проблему, вновь предоставив право на социальные выплаты гражданам Российской Федерации, покинувшим безвозвратно место жительства в Чеченской Республике в связи с возникновением в декабре 1994 года кризиса на ее территории, утратившим статус вынужденного переселенца с 10 января 2016 года в связи с получением ими и (или) членами их семей, в том числе не имевшими статуса вынужденного переселенца, денежных компенсаций за утраченное жилье, необеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания и которые и (или) члены семей которых состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, путем восстановления им статуса вынужденного переселенца и обеспечения возможности продления срока его действия. При этом в целях соблюдения принципа социальной справедливости по отношению к вынужденным переселенцам, покинувшим безвозвратно место жительства в Чеченской Республике в связи с возникновением в декабре 1994 года кризиса на ее территории, которые и (или) члены семьи которых, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не воспользовались правом на получение денежных компенсаций за утраченное жилье, предлагается предусмотреть положение о том, что социальные выплаты, право на получение которых получат граждане Российской Федерации, покинувшие безвозвратно место жительства в Чеченской Республике в связи с возникновением в декабре 1994 года кризиса на ее территории, утратившие статус вынужденного переселенца с 10 января 2016 года в связи с получением ими и (или) членами их семей, в том числе не имевшими статуса вынужденного переселенца, денежных компенсаций за утраченное жилье, необеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания и которые и (или) члены семей которых состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, будут предоставляться им с учетом полученных ими размеров денежных компенсаций за утраченное жилье, то есть с их вычетом из размеров социальных выплат.
Также в ходе анализа положений Закона Российской Федерации N 4530-1, предусматривающих полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в отношении вынужденного переселенца (статья 7) и источники финансирования расходов на прием и обустройство вынужденных переселенцев (статья 12), было выявлен юридико-технический дефект абзаца первого пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации N 4530-1. В соответствии с указанной нормой Закона Российской Федерации N 4530-1 мероприятия по обеспечению приема, проезда, размещения и обустройства лиц, ходатайствующих о предоставлении им статуса вынужденного переселенца и вынужденных переселенцев, установленные положениями подпунктов 1, 3, 4 пункта 1 статьи 4, подпункта 4 пункта 1, подпунктов 1 и 3 пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации N 4530-1, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Однако из перечисленных норм статьи 7 Закона Российской Федерации N 4530-1 одна норма утратила силу - подпункт 3 пункта 3. Так, ранее действовавшим подпунктом 3 пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации N 4530-1 (в редакции пункта 2 Федерального закона от 16 октября 2010 года N 274-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах") было установлено, что территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации участвуют в реализации мероприятий по обеспечению вынужденных переселенцев жилыми помещениями для постоянного проживания. Впоследствии, в соответствии с подпунктом "в" пункта 7 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2015 года N 467-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах", пункт 3 статьи 7 Закона Российской Федерации N 4530-1 был изложен в новой редакции, предусматривающей только два подпункта, а полномочие уже территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (название изменено в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 статьи 3 Федеральный закон от 27 декабря 2018 года N 528-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 2 части 2 статьи 22 Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" в связи с реорганизацией государственного управления в сфере миграции и в сфере внутренних дел") по участию в реализации мероприятий по обеспечению вынужденных переселенцев жилыми помещениями для постоянного проживания было включен в подпункт 1. Несмотря на это, законодателем не было внесено в абзац первый пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации N 4530-1 корреспондирующее изменение, которое должно было исключить из него указание на подпункт 3 пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации N 4530-1.
Таким образом, указанный юридико-технический дефект, требует, основываясь на необходимости обеспечения соблюдения такого правила юридической (правотворческой) техники, как согласованность частей правового документа 12, безусловного устранения путем исключения из абзаца первого пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации N 4530-1 ссылки на подпункт 3 пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации N 4530-1, что обеспечит, в конечном итоге, соблюдение принципа правовой определенности 13.
Таким образом, законопроектом предлагается:
1) дополнить одно из оснований, при наличии которого, в совокупности с другими основаниями, срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца, - "неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье" (подпункт 2 пункта 5 статьи 5 Закона Российской Федерации N 4530-1) - исключением из него, представляющим собой случай, когда вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, покинувшие место жительства в Чеченской Республики в связи с возникновением кризиса на ее территории, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 1 статьи 1 законопроекта);
2) исключить из абзаца первого пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации N 4530-1 указание на подпункт 3 пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации N 4530-1 как ранее (в редакции пункта 2 Федерального закона от 16 октября 2010 года N 274-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах") предусматривавший следующее описание мероприятия по обустройству вынужденных переселенцев, которое является расходным обязательством Российской Федерации, - "территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, участвуют в реализации мероприятий по обеспечению вынужденных переселенцев жилыми помещениями для постоянного проживания" (пункт 2 статьи 1 законопроекта);
3) установить положения, предусматривающие следующий порядок восстановления статуса вынужденного переселенца и продления срока его действия для лица, покинувшего место жительства в Чеченской Республике в связи с возникновением кризиса на ее территории, утратившего его с 10 января 2016 года в связи с получением им и (или) членами его семьи, в том числе не имевшими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье, и которое и (или) члены семьи которого состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении (пункт 3 статьи 2 законопроекта):
- со дня вступления в силу Федерального закона статус вынужденного переселенца для указанного лица считается восстановленным с 10 января 2016 года, а срок его действия продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел с учетом положений подпункта 2 пункта 5 статьи 5 Закона Российской Федерации N 4530-1 (в редакции Федерального закона) по 31 декабря 2024 года в течение пятнадцати дней без истребования от лица заявления на основании данных, имеющихся в распоряжении территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, о чем данному лицу направляется уведомление в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в течение пяти дней со дня принятия решения о продлении. Установление таких сроков для продления срока действия статуса вынужденного переселенца указанному лицу, а также направления ему обозначенного уведомления обусловлено необходимостью оперативного восстановления возможности проведения в отношении него мероприятий, в частности, по размещению и обустройству, а также восстановления его иных социальных прав и гарантий;
- с 1 января 2025 года срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца, покинувшего место жительства в Чеченской Республики в связи с возникновением кризиса на ее территории, при наличии одновременно оснований и в порядке, предусмотренными пунктами 5-7 статьи 5 Закона Российской Федерации N 4530-1;
4) установить, что социальные выплаты, которые в пределах своих полномочий обязаны предоставлять вынужденным переселенцам федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации N 4530-1, будут предоставляться указанными органами власти вынужденным переселенцам, покинувшим места жительства в Чеченской Республике в связи с возникновением кризиса на ее территории и получившим и (или) члены семьи которых, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, получили денежные компенсации за утраченное жилье, нуждающимся в получении жилых помещений, за вычетом полученных ими размеров денежных компенсаций за утраченное жилье, то есть с их вычетом из размеров социальных выплат (пункт 4 статьи 2 законопроекта).
В случае принятия Федерального закона, исходя из требований пункта 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предлагается определить следующую дату его вступления в силу - 1 июня 2024 года (пункт 1 статьи 2 законопроекта). При этом предлагается вводимое исключение (пункт 1 статьи 1 законопроекта) из основания, при наличии которого, в совокупности с другими основаниями, срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца (подпункт 2 пункта 5 статьи 5 Закона Российской Федерации N 4530-1), распространить на правоотношения, возникшие с 10 января 2016 года (пункт 2 статьи 2 законопроекта).
Принятие Федерального закона позволит обеспечить:
1) право граждан Российской Федерации, покинувших безвозвратно место жительства в Чеченской Республике в связи с возникновением в декабре 1994 года кризиса на ее территории, на получение социальных выплат для решения своей жилищной проблемы, в результате чего обязательство Российской Федерации по выплате соразмерных компенсаций указанным гражданам Российской Федерации за утраченное жилье, которое находилось в их собственности, но возврат которого государство обеспечить не может, будет выполнено в полной мере;
2) правовую согласованность между нормами пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации N 4530-1, определяющими полномочия территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в отношении вынужденных переселенцев, и абзацем первым пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации N 4530-1, определяющим перечень мероприятий по обеспечению, в частности, размещения и обустройства вынужденных переселенцев, являющихся расходными обязательствами Российской Федерации, на основе правил юридической (правотворческой) техники.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в городе Астане 29 мая 2014 года), а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
------------------------------
1 В этот день были нанесены первые удары Военно-воздушных сил Вооруженных Сил Российской Федерации по аэродромам и авиации, располагавшимся на территории Чеченской Республики (см., например, Иванов В. "Первая Чеченская война". Федеральный информационный портал "История.РФ" Общероссийской общественно-государственной организации "Российское военно-историческое общество". URL: https://histrf.ru/read/articles/piervaia-chiechienskaia-voina?ysclid=lmjld9il5k482393372).
2 Пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 11 декабря 1994 года N 2169 "О мерах по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности на территории Чеченской Республики" (утратил силу).
3 Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 2137 "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики" (утратил силу с 11 декабря 1994 на основании пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 11 декабря 1994 года N 2169 "О мерах по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности на территории Чеченской Республики").
4 Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 1994 года N 2169 "О мерах по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности на территории Чеченской Республики".
5Указ Президента Российской Федерации от 5 сентября 1995 года N 898 "О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике", Порядок выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 года N 510, Положение об осуществлении компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 года N 404 "О порядке осуществления компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории".
6 См., например, Иванов В. "Первая Чеченская война". Федеральный информационный портал "История.РФ" Общероссийской общественно-государственной организации "Российское военно-историческое общество". URL: https://histrf.ru/read/articles/piervaia-chiechienskaia-voina?ysclid=lmjld9il5k482393372.
7 См., например, Меликова С. Первая российско-чеченская война (1994-1996): источники и факторы этнической мобилизации // Кавказ и глобализация. Том 6. Выпуск 3. 2012 г. С 84-93.
8 Юридически данный кризис начался 23 сентября 1999 года с принятием Указа Президента Российской Федерации от 23 сентября 1999 года N 1255с "О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", постановившего в целях объединения усилий федеральных органов исполнительной власти по проведению контртеррористических операций, а также повышения эффективности деятельности, направленной на уничтожение незаконных вооруженных формирований на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, в частности, создать Оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (абзац первый пункта 1) и образовать Объединенную группировку войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо - Кавказского региона Российской Федерации (абзац первый пункта 2).
9 См., например, Иванов В. "Вторая Чеченская война". Федеральный информационный портал "История.РФ" Общероссийской общественно-государственной организации "Российское военно-историческое общество". URL: https://histrf.ru/read/articles/vtoraia-chiechienskaia-voina?ysclid=lna38cc4ro426555908.
10 Новость "Режим контртеррористической операции в Чечне отменен с 16 апреля". Сайт сетевого издания РИА Новости. URL: https://ria.ru/20231003/shoygu-1900134039.html.
11 Статья "История российского экономического кризиса 1998 года". Сайт сетевого издания РИА Новости. URL:https://ria.ru/20130816/956675756.html?ysclid=lna6da0anw832167965.
12 Томин В.А. Юридическая техника: учебное пособие. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2015. С. 23, 35.
13 См., например, Дикарев И.С. Принцип правовой определенности и законная сила судебного решения в уголовном процессе: монография. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2015. С. 12-13.
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 12 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статьи 5 и 12 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" (далее - Федеральный закон, а в отдельных случаях - законопроект) не приведет к появлению налоговых расходов (выпадающих доходов) федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, однако потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета (увеличения расходных обязательств) на предоставление гражданам, покинувшим место жительства на территории Чеченской Республики, восстановленным в соответствии с проектируемыми законопроектом положениями в статусе вынужденного переселенца, необеспеченным жилыми помещениями для постоянного проживания и состоящим в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в частности, социальных выплат (субсидий) за счет средств федерального бюджета для приобретения жилых помещений, право на получение которых удостоверено государственным жилищным сертификатом (далее - социальная выплата или социальные выплаты). Необходимость в выделении дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета (увеличения расходных обязательств) основана на том, что принятие Федерального закона повлечет за собой увеличение количества лиц, которые будут восстановлены в статусе вынужденного переселенца, нуждающихся в получении жилых помещений, срок действия статуса которых будет продлен, а предоставление социальных выплат вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, обеспечение выполнения других мероприятий по размещению и обустройству вынужденных переселенцев, обеспечение их иных социальных прав и гарантий является расходным обязательством, в том числе Российской Федерации (подпункт 4 пункта 1 статьи 7, абзацы первый и второй пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах").
Кроме того, поскольку обеспечение иных социальных прав и гарантий (в том числе предусмотренных Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах") вынужденных переселенцев является расходным обязательством, в том числе субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в соответствии с их компетенцией по обеспечению социальных прав и гарантий граждан Российской Федерации (абзац второй пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах"), а, помимо этого, в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать расходные обязательства, соответственно, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по содействию размещению и обустройству вынужденных переселенцев, принятие Федерального закона также может потребовать выделения дополнительных бюджетных ассигнований (увеличение расходных обязательств) бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Согласно ведомственным статистическим данным, предоставленным Министерством внутренних дел Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2016 года на учете в качестве вынужденных переселенцев состояло 25 359 человек, в том числе из Чеченской Республики - 6 566 человек 1. При этом всего, по данным ведомственной статистической отчетности Министерства внутренних дел Российской Федерации, в период с начала 2016 года по октябрь 2023 года статус вынужденного переселенца утратили 25 089 человек, из которых 23205 человек - по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" (прекращение гражданства Российской Федерации, выезд для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации либо возвращение в субъект Российской Федерации, территорию которого лицо было вынуждено покинуть, в случае приобретения этим лицом права пользования жилым помещением в указанном субъекте Российской Федерации по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, истечение срока предоставления статуса), а 1 884 гражданам Российской Федерации отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца по основаниям, перечисленным в пункте 5 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" 2.
Вместе с тем учет количества граждан Российской Федерации, утративших статус вынужденного переселенца в связи с получением денежной компенсации за утраченное жилье в соответствии с пунктами 2, 5 и 7 Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 года N 510, ведомственной статистической отчетностью Министерства внутренних дел Российской Федерации не предусмотрен 3. Также Министерство внутренних дел Российской Федерации не располагает информацией о количестве вынужденных переселенцев (в том числе покинувших место жительства в Чеченской Республике в связи с возникновением кризиса на ее территории), состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (в соответствии с частями 1-4 статьи 49, со статьями 51 и 52 Жилищного кодекса Российской Федерации) 4.
Таким образом, оценить объемы необходимых дополнительных бюджетных ассигнований, которые потребуется выделить из федерального бюджета на реализацию Федерального закона (в случае его принятия), не представилось возможным. При этом предполагается, что они будут предусматриваться Правительством Российской Федерации в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, начиная с 1 июня 2024 года (внесение соответствующих изменений в Федеральный закон от 27 ноября 2023 года N 540-ФЗ "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов") и далее ежегодно исходя из численности вынужденных переселенец, покинувших место жительства на территории Чеченской Республики, размеров социальных выплат, объемов бюджетных ассигнований, которые потребуются на обеспечение выполнения других мероприятий по размещению и обустройству вынужденных переселенцев, обеспечение их иных социальных прав и гарантий.
В соответствии с требованием пункта 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации предлагается определить:
- источник финансирования новых видов расходных обязательств - за счет сокращения объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных по статье расходов федерального бюджета "Резервный фонд
Правительства Российской Федерации (Иные бюджетные ассигнования)" на необходимую для реализации Федерального закона сумму (Приложение 15 к Федеральному закону от 27 ноября 2023 года N 540-ФЗ "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов": рз 01 "ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ", пр 11 "Резервные фонды", ЦСР ВР 39 4 02 20540 800 "Резервный фонд Правительства Российской Федерации (Иные бюджетные ассигнования)";
- порядок исполнения новых видов расходных обязательств - тот же порядок, который предусмотрен для исполнении расходных обязательств Российской Федерации в настоящее время при осуществлении полномочий по предоставлению социальных выплат вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, обеспечение выполнения других мероприятий по размещению и обустройству вынужденных переселенцев, обеспечение их иных социальных прав и гарантий.
Более детально требование пункта 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации предлагается исполнить совместно с Правительством Российской Федерации в процессах подготовки к рассмотрению и рассмотрения законопроекта Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, а также при рассмотрении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" после его разработки и внесения Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Поскольку реализация предлагаемых законопроектом положений предполагается с 1 июня 2024 года, предлагается в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации необходимые бюджетные ассигнования федерального бюджета на принятие нового вида расходных обязательств предусмотреть в Федеральном законе от 27 ноября 2023 года N 540-ФЗ "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов", для чего потребует разработка и последующее принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов".
Оценить объемы необходимых ежегодных дополнительных бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в связи с увеличением количества лиц, которые будут восстановлены в статусе вынужденного переселенца, нуждающихся в получении жилых помещений, срок действия статуса которых будет продлен (в случае принятия Федерального закона), и необходимостью обеспечения им социальных прав и гарантий (в том числе предусмотренных Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах"), содействия в размещении и обустройстве, а также определить источники, за счет которых будет финансироваться обеспечение социальных прав, гарантий и содействия, должны будут органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при исполнении требований статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
------------------------------
1 Ответ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 19 октября 2023 года N 3/237726985407 "О предоставлении информации для разработки финансово-экономического обоснования к законопроекту", являющийся приложением к настоящему Финансово-экономическому обоснованию. С. 1.
2 Ответ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 19 октября 2023 года N 3/237726985407 "О предоставлении информации для разработки финансово-экономического обоснования к законопроекту", являющийся приложением к настоящему Финансово-экономическому обоснованию. С. 1-2.
3 Там же. С. 2.
4 Ответ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 19 октября 2023 года N 3/237726985407 "О предоставлении информации для разработки финансово-экономического обоснования к законопроекту", являющийся приложением к настоящему Финансово-экономическому обоснованию. С. 2.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 12 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 12 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" (далее - Федеральный закон, а в отдельном случае - законопроект) не потребует признания утратившими силу и приостановления других актов федерального законодательства или иных нормативных правовых актов.
Вместе с тем, принятие Федерального закона потребует:
1) внесения корреспондирующих изменений в Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, что потребует принятия соответствующего постановления Правительства Российской Федерации в реализацию таких изменений (ответственный исполнитель - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, головной исполнитель - Правительство Российской Федерации);
2) внесения корреспондирующих изменений в Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденный приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 4 сентября 2019 года N 602, что потребует принятия соответствующего приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации в реализацию таких изменений (ответственный исполнитель - Министерство внутренних дел Российской Федерации);
3) внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 27 ноября 2023 года N 540-ФЗ "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" путем принятия Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов", предусматривающего необходимый объем бюджетных ассигнований федерального бюджета, который будет направлен в 2024 - 2026 годах на реализацию Федерального закона, то есть на предоставление гражданам Российской Федерации, покинувшим место жительства в Чеченской Республики в связи с возникновением кризиса на ее территории, восстановленным в соответствии с проектируемыми законопроектом положениями в статусе вынужденного переселенца, необеспеченным жилыми помещениями для постоянного проживания и состоящим в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, социальных выплат (субсидий) за счет средств федерального бюджета для приобретения жилых помещений, право на получение которых удостоверено государственными жилищными сертификатами, а также, в случае необходимости, на обеспечение выполнения других мероприятий по размещению и обустройству указанных граждан Российской Федерации, обеспечение их иных социальных прав и гарантий в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации (головной исполнитель - Правительство Российской Федерации).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.