Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
на проект федерального закона N 163358-8 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части установления судебного порядка ограничения доступа к недостоверной информации)", внесенный депутатами Государственной Думы Н.В. Коломейцевым, Д.А. Парфеновым, Ю.П. Синельщиковым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ), предусмотрев в качестве меры процессуального принуждения по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 128.1 "Клевета" Уголовного кодекса Российской Федерации, ограничение доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет". Данная мера будет применяться к подозреваемым и обвиняемым и заключаться во "временном удалении на основании судебного решения информации, которая порочит честь и достоинство гражданина (физического лица) или подрывает его репутацию и связана с обвинением гражданина (физического лица) в совершении преступления, и ограничении доступа к информационным ресурсам, распространяющим указанную информацию, в случае ее неудаления".
По результатам рассмотрения законопроекта сообщаем следующее.
Предлагаемая законопроектом новая мера процессуального принуждения не только не содержит элемент принуждения, но и не соответствует изложенным в части первой статьи 111 УПК РФ целям применения таких мер к подозреваемым и обвиняемым по уголовным делам - обеспечение установленного УПК РФ порядка уголовного судопроизводства и надлежащего исполнения приговора, поскольку не носит превентивный, обеспечительный характер, не связана с нарушением участником судопроизводства своей соответствующей процессуальной обязанности и никак не влияет на возможность беспрепятственного производства следственных, иных процессуальных и судебных действий, соблюдение порядка судебного заседания, а также на возможность исполнения в будущем приговора в части назначенного наказания или в части гражданского иска, взыскания штрафа, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества.
Кроме того, в доступе к указанной информации предлагается ограничить в том числе тех лиц, которые её же и разместили в информационно-телекоммуникационных сетях, то есть лиц, уже обладающих указанной информацией.
Также следует учитывать, что положениями статьи 15.1-2 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" уже предусмотрен внесудебный порядок ограничения доступа к недостоверной информации, которая порочит честь и достоинство гражданина (физического лица) или подрывает его репутацию и связана с обвинением гражданина (физического лица) в совершении преступления.
Исполняющий обязанности |
А.Ю. Стешин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.