Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предусматривается изменение порядка осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - коренные малочисленные народы) и их общинами.
По результатам рассмотрения законопроекта сообщаем следующее.
В частях 1, 2 проектируемой редакции статьи 25 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ) определяется порядок отнесения лиц к коренным малочисленным народам. В связи с этим обращаем внимание, что указанные положения относятся к предмету регулирования Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", в котором уже определен порядок учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам (статья 7.1).
Проектом в отличие от положений действующей статьи 25 Федерального закона N 166-ФЗ предлагается установить дифференцированное правовое регулирование рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов (далее - традиционное рыболовство) для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, и для общин таких народов. Так, право на осуществление традиционного рыболовства с предоставлением или без предоставления рыболовного участка сохраняется только за общинами коренных малочисленных народов, в том числе на основании выданных разрешений (части 3-7 проектируемой редакции статьи 25 Федерального закона N 166-ФЗ), а для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, предусматривается право осуществлять такую деятельность "свободно и бесплатно на водных объектах общего пользования в объемах, не превышающих годовую норму добычи (вылова) водных биоресурсов" (часть 1 проектируемой редакции статьи 25 Федерального закона N 166-ФЗ).
Вместе с тем предлагаемый подход в правовом регулировании традиционного рыболовства лицами, относящимися к коренным малочисленным народам, необходимо соотнести со статьей 54 Водного кодекса Российской Федерации, согласно которой такие лица вправе использовать водные объекты для традиционного природопользования только в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.
Кроме того, предусмотренная проектом возможность осуществлять традиционное рыболовство с предоставлением или без предоставления рыболовного участка исключительно общинами коренных малочисленных народов ставит в неравные условия при осуществлении указанного рыболовства иных лиц, относящихся к данным народам и не входящих в состав общины, что может привести к нарушению их законных прав.
В отношении проектируемой выдачи разрешений для осуществления традиционного рыболовства общинами коренных малочисленных народов (часть 4 проектируемой редакции статьи 25, проектируемый пункт 6.1 части 1 статьи 34 Федерального закона N 166-ФЗ) обращаем внимание, что при получении такого разрешения указанная община становится плательщиком сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (статья 333.1 Налогового кодекса Российской Федерации). При этом налоговым законодательством общины коренных малочисленных народов не включены в число плательщиков, для которых предусмотрены налоговые преференции (статьи 333.3, 333.4-1 указанного Кодекса), что поставит их в невыгодное положение по сравнению с иными пользователями водных биологических ресурсов.
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.