Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по аграрным вопросам
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 309477-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
(в части регулирования рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации)",
внесен депутатом Государственной Думы И.И. Гильмутдиновым; Сенатором Российской Федерации Г.П. Ледковым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект федерального закона проект федерального закона N 309477-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", внесенный депутатом Государственной Думы И.И. Гильмутдиновым; Сенатором Российской Федерации Г.П. Ледковым (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается пересмотреть понятийный аппарат и порядок осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и их общинами (далее - традиционное рыболовство) в целях снятия излишних административных барьеров при осуществлении рыболовства лицами, для которых рыболовство является основой существования.
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам, в целом, поддерживает идею совершенствования правового регулирования вопросов традиционного рыболовства.
Вместе с тем, к законопроекту имеется рад замечаний.
1. Понятийный аппарат законопроекта нуждается в существенной доработке:
- предлагаемое законопроектом понятие "традиционное рыболовство" предлагается применять только к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Вместе с тем, данный вид деятельности является традиционным и для других народов.
- используемый термин "морской зверобойный промысел" законодательством не определен.
- понятие "норма добычи (вылова) водных биоресурсов" также требует существенной доработки, согласования с нормами Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 333.2 которого устанавливаются лимиты и квоты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд.
2. Статьей 25 Закона о рыболовстве в редакции законопроекта предлагается определить лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, а статьей 2 законопроекта установить перечень документов, подтверждающих принадлежность лица к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Необходимо отметить, что предлагаемые положения не являются предметом регулирования Закона о рыболовстве.
Кроме того, предлагаемые положения не согласуются с нормами Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", в соответствии с которым установлен иной перечень документов, подтверждающих принадлежность лица к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также возможность распространения прав коренных малочисленных народов Российской Федерации на лиц, не относящихся к малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность малочисленных народов.
3. Законопроектом предлагается "прировнять" общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации к другим предприятиям рыбохозяйственного комплекса, наделяя их равными возможностями в получении объемов водных биологических ресурсов.
Данные положения требуют дополнительного обоснования и соотнесения с положениями статьи 5 Федерального закона от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", в соответствии с которой деятельность общин носит некоммерческий характер.
При этом, необходимо отметить, что община малочисленных народов может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность предусмотрена ее уставом.
Кроме того, по мнению Комитета, деятельность общины малочисленных народов, представляющих собой формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и культуры нецелесообразно уравнивать с деятельностью в рамках прибрежного и промышленного рыболовства.
Обозначенные замечания требуют комплексно пересмотреть редакцию законопроекта.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам в соответствии с частью 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы предлагает авторам изменить текст законопроекта с учетом вышеизложенных замечаний.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.