Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается внесение в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) изменений, предусматривающих перенос сроков уплаты налогов (сборов, страховых взносов) с 28-го на 25-ое число месяца, а также сроков представления налоговых деклараций (расчетов) с 25-го на 21-ое число.
Обосновывается данная законодательная инициатива необходимостью предотвращения кассовых разрывов в бюджетах субъектов Российской Федерации и бюджетах муниципальных образований, а также необходимостью сохранения ликвидности счетов бюджетов и средств, необходимых для исполнения ими расходных обязательств.
Комитет не поддерживает рассматриваемую законодательную инициативу по следующим основаниям.
Установленные в настоящее время сроки представления налоговых деклараций (расчетов) и уплаты налогов (сборов, страховых взносов) при принятии решения о введении института единого налогового счета (далее - ЕНС) были предметом самого серьезного обсуждения с бизнес сообществом и учитывают требования бизнеса о необходимости установления таких сроков, которые позволили бы обеспечить качественную подготовку налоговой отчетности (и снизить тем самым риски возможных ошибок при ее составлении), а также учитывали бизнес-процессы у налогоплательщиков.
В связи с этим Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) отмечает, что предлагаемые законопроектом изменения не согласуются с самой концепцией ЕНС и упрощением налогового календаря, которое декларировалось при введении института ЕНС, и существенно ухудшают положение налогоплательщиков, которые перестроили свои бизнес-процессы (понеся при этом значительные затраты) чтобы соответствовать новым срокам уплаты налогов (сборов, страховых взносов) и представления налоговых деклараций (расчетов).
Перенос срока представления налоговых деклараций (расчетов) на 21-ое число является трудновыполнимым условием практически по всем налогам и невыполнимым по налогу на прибыль организаций, поскольку налоговая декларация по этому налогу формируется после расчета всех других налогов (у крупных налогоплательщиков - не ранее 24-го числа). При этом следует учитывать, что НК РФ не предусматривает продления срока сдачи отчетности с учетом праздничных дней.
Комитет на постоянной основе анализирует результаты мониторинга внедрения института ЕНС. В связи с выявлением ряда проблем, касающихся межбюджетных отношений, и необходимостью обеспечения стабильности поступлений доходов региональных и местных бюджетов в 2023 году был принят ряд законодательных мер.
Так, учитывая, что основным источником налоговых доходов указанных бюджетов в ряде регионов является налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), в целях обеспечения более стабильных поступлений в указанные бюджеты принят Федеральный закон от 29.05.2023 N 196-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", которым предусмотрено зачисление НДФЛ в региональные и местные бюджеты в первоочередном порядке. Также предусмотрена возможность при наличии положительного сальдо ЕНС зачитывать в автоматическом режиме (без соответствующего заявления налогового агента о распоряжении средствами ЕНС и без права отмены такого зачета) суммы удержанного таким налоговым агентом НДФЛ, указанные в представленном им в налоговый орган до наступления срока уплаты указанного налога уведомлении об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, в счет предстоящего исполнения обязанности по перечислению указанного налога.
Федеральным законом от 31.07.2023 N 389-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" также предусмотрено, что при наличии у налогоплательщика - физического лица со дня направления ему налогового уведомления положительного сальдо ЕНС сумма, формирующая положительное сальдо его ЕНС, не превышающая сумму налогов, подлежащих уплате на основании такого налогового уведомления, признается зачтенной в счет исполнения предстоящей обязанности такого налогоплательщика по уплате указанных налогов в день наличия такого положительного сальдо, а в случае его отсутствия - в день формирования такого положительного сальдо.
Кроме того, Федеральным законом от 27.11.2023 N 539-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" предусмотрено перечисление налоговыми агентами сумм исчисленного и удержанного НДФЛ два раза в месяц (за период с 1-го по 22-е число текущего месяца не позднее 28-го числа текущего месяца, за период с 23-го числа по последнее число текущего месяца - не позднее 5-го числа следующего месяца), а за период с 23 по 31 декабря - не позднее последнего рабочего дня текущего года.
Комитет также обращает внимание на то, что в законопроекте отсутствует статья, определяющая порядок вступления в силу предлагаемых изменений, что не соответствует требованиям статьи 5 НК РФ.
При этом в тексте законопроекта содержится большое количество неточностей (не все даты откорректированы (или откорректированы с ошибками) как в части сроков уплаты налогов (сборов, страховых взносов), так и в части сроков представления налоговых деклараций (расчетов). В связи с этим с учетом предлагаемых изменений по некоторым налогам (взносам) срок уплаты совпадает со сроком представления налоговых деклараций (расчетов) (по НДС, налогу на прибыль организаций, водному налогу, единому сельскохозяйственному налогу, налогу на игорный бизнес, страховым взносам). На данное обстоятельство также обращает внимание Счетная палата Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, РСПП законопроект не поддерживают.
Учитывая изложенное, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 329159-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Первый заместитель |
О.Н. Ануфриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.