Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 456510-8 "О внесении изменений в статью 13 Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается установить обязанность собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков осуществлять мероприятия по защите земель от произрастания инвазивных растений, а также наделить Правительство Российской Федерации полномочием по установлению перечня таких мероприятий и списка инвазивных растений, в отношении которых необходимо осуществлять данные мероприятия.
В соответствии с пояснительной запиской законопроект разработан в целях предотвращения неконтролируемого распространения на территории Российской Федерации чужеродных (инвазивных) видов растений.
Комитет концептуально поддерживает идею законопроекта. Борьба с инвазивными растениями важна не только в контексте сохранения биологического разнообразия экосистем, повышения урожайности земель сельскохозяйственного назначения, но и для обеспечения безопасности граждан, предотвращения причинения вреда их здоровью отдельными видами инвазивных растений.
Вместе с тем, при доработке законопроекта ко второму чтению Комитет полагает целесообразным учесть следующее.
Пунктом 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность правообладателей земельных участков проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорными растениями. Зарастание сорными растениями является одним из признаков неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению и является основанием для изъятия такого земельного участка в соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Полный перечень таких признаков, а также перечень соответствующих сорных растений утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации".
Федеральный закон от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" регулирует вопросы обеспечение охраны растений и территории Российской Федерации от проникновения на неё и распространения по ней карантинных объектов, предотвращение ущерба от распространения карантинных объектов. Указанный федеральный закон определяет понятие "карантинный объект" - вредный организм, отсутствующий или ограниченно распространённый на территории Российской Федерации и внесённый в единый перечень карантинных объектов. Единый перечень карантинных объектов Евразийского экономического союза, утверждённый Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 N 158, содержит, в том числе, некоторые виды инвазивных растений.
Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утверждённые Президентом Российской Федерации, в качестве одной из мер для решения задачи по сохранению природной среды, в том числе естественных экологических систем, указывают предотвращение неконтролируемого распространения на территории Российской Федерации чужеродных (инвазивных) видов животных, растений и микроорганизмов.
Учитывая изложенное, в законопроекте целесообразно привести терминологию в соответствие с действующим регулированием, например, возможно следует использовать термин "чужеродный (инвазивный) вид растений", а также дать определение данному термину для разграничения планируемого регулирования и действующих положений законодательства.
Комитет отмечает, что с учетом положений Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" мероприятия по защите земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения от произрастания сорных растений определяются их правообладателями самостоятельно. В этой связи нормы законопроекта о наделении Правительства Российской Федерации полномочиями по определению перечня мероприятий по защите земель от произрастания инвазивных растений нуждаются в дополнительном обосновании и проработке.
Также Комитет обращает внимание, что действующее земельное законодательство не регулирует вопросы распределения бремени содержания земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, ограничиваясь лишь регулированием вопросов предоставления земельных участков, образованных из таких земель. Перечень органов власти, уполномоченных на предоставление таких земельных участков, определён статьёй 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В этой связи необходимо отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.05.2023 N 27-П признал не соответствующими Конституции Российской Федерации отдельные положения законодательства (в том числе статью 3.3 Федерального закона N 137-ФЗ), в той мере, в какой они, применяемые совокупно или обособленно, являются правовым основанием для возложения на орган местного самоуправления муниципального образования обязанности по ликвидации за счёт средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов или для взыскания с муниципального образования расходов, понесённых региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест. При этом Конституционный Суд Российской Федерации отметил отсутствие прямого указания в федеральном законодательстве на полномочия органов местного самоуправления по ликвидации таких мест на землях и земельных участках государственная собственность на которые не разграничена, или порядка финансирования таких полномочий при их делегировании указанным органам.
Учитывая общую схожесть предмета регулирования законопроекта и предмета разбирательства в Конституционном Суде Российской Федерации в части отсутствия определённости в вопросе несения бремени содержания земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и финансирования такого содержания, представляется необходимым в переходных нормах законопроекта урегулировать данный вопрос в целях предотвращения сложности реализации положений законопроекта на практике.
С учетом специфики вопросов, подлежащих решению законопроектом, целесообразно рассмотреть вопрос об их регулировании в новом подпункте 5 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку пункт 2 указанной статьи посвящён вопросам предотвращения ветровой эрозии, загрязнения земель и т.д. Также следует рассмотреть вопрос о согласованности предлагаемого регулирования с действующими нормами законодательства об охране окружающей среды и при необходимости внести в него корреспондирующие изменения.
Учитывая изложенное, Комитет поддерживает законопроект и рекомендует его принятие в первом чтении с учетом доработки в соответствии с изложенными замечаниями.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.