Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О признании утратившей силу статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" нацелен на сохранение национального парка "Лосиный Остров", являющегося крупнейшим парком в черте города в Европе.
Уникальная заповедная зона национального парка с её массивным лесным фондом по праву была названа жителями Москвы "легкими столицы".
К сожалению, теперь - после принятия Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" крупнейшему парку столицы и визитной карточке Восточного административного округа Москвы угрожает вырубка и застройка.
Ни у кого не вызывает сомнений то, что данный федеральный закон отвечает лишь интересам строительного лобби и принят вопреки воле москвичей, стремящихся сохранить для себя и своих детей этот уникальный природный заповедник.
Заявления мэрии Москвы о том, что после передачи ей полномочий в области охраны и использования части территории национального парка, расположенной в границах города Москвы, данные территории не будут застроены, вызывают у тысяч москвичей недоверие, что не удивительно, ведь примеры застройки парка при поддержке мэрии Москвы у жителей столицы прямо перед глазами.
В качестве примеров такой застройки можно отметить Северо-Восточную хорду, ради возведения которой мэрией была изъята часть территории национального парка, а также скандально известный жилой комплекс "Сказочный лес", построенный при поддержке мэрии Москвы в самом сердце национального парка.
Стоит отметить также, что статьей 1 Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" прямо предусмотрена возможность строительства на территории национального парка автомобильных дорог, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, транспортно-пересадочных узлов, объектов инженерной инфраструктуры, линий связи и т.д.
Между тем, как показывает практика, за проведением транспортных путей неизбежно следует серьезный урон экосистеме заповедной территории, что ставит под вопрос необходимость дальнейшего природоохранного статуса таких территорий.
Например, именно так произошло с участком национального парка "Лосиный остров", отрезанным от основной заповедной зоны Северо-Восточной хордой и Московским центральным кольцом.
После завершения строительства хорды экосистема данной части парка пришла в упадок, а обещанные мероприятия по её восстановлению, например, строительство экодуков через хорду и Московское центральное кольцо теперь признаются нецелесообразными из-за утраты экологической ценности этой отсеченной территории парка.
С учетом активного жилищного строительства, проводимого мэрией Москвы в интересах застройщиков, сомневаться в том, что итоговой целью "отрезания" участков парка является их последующая застройка, к сожалению, не приходится.
Таким образом, Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" фактически открывает территорию национального парка "Лосиный остров" для застройки.
Кроме того, крайне важно отметить, что аргумент о том, что мэрия Москвы не сможет без данного федерального закона поддерживать соответствующее санитарное состояние парка тоже не соответствует действительности, поскольку ещё в 2011 году между мэрией Москвы и Министерством природных ресурсов Российской Федерации было заключено соглашение, в соответствии с которым мэрия Москвы участвует в разработке планов мероприятий по содержанию зеленых насаждений, благоустройству и капитальному ремонту на территории национального парка "Лосиный остров" в пределах административных границ Москвы, а также обеспечивает финансирование данных мероприятий.
Несмотря на это, после принятия Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" мэрия Москвы ставит санитарную уборку и содержание зеленых насаждений в прямую зависимость от передачи полномочий в отношении территорий парка Москве, полностью игнорируя соглашение.
Другими словами, как бы заявляя: "Мы ничего на территории парка убирать не будем, пока нам не передадут право на его застройку".
Подобная позиция только подтверждает опасения москвичей относительно планов мэрии Москвы в отношении национального парка "Лосиный остров".
В настоящий момент фракцией КПРФ была собрана не одна тысяча подписей жителей Москвы, в которых москвичи требуют одного - оставить парк в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
В связи с этим, законопроектом предлагается фактически признать утратившими силу ряд пагубных положений Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", оставив законы, которые он затрагивает, в той редакции, которая была до принятия данного федерального закона.
С учетом всего вышеизложенного, принятие проекта федерального закона "О признании утратившей силу статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" позволит сохранить уникальную природу национального парка "Лосиный остров" не только для нынешнего, но и для будущего поколения москвичей.
Замечания технико-юридического характера, предоставленные Правовым управлением Государственной Думы, в ходе подготовки данного законопроекта учтены в полной мере.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О признании утратившей силу статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях"
Принятие федерального закона "О признании утратившей силу статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" не потребует расходов из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, определяемых Правительством Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О признании утратившей силу статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях"
В случае принятия федерального закона "О признании утратившей силу статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" предусмотрено внесение изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.