Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования антимонопольного регулирования, уточнения и детализации ряда норм.
Частью 2.2 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции) предусматриваются условия отнесения тех или иных хозяйствующих субъектов, являющихся индивидуальными предпринимателями, к категории лиц, на которых не распространяются положения указанной нормы о доминирующем положении. Такое правовое регулирование обусловлено необходимостью поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем, в действующем регулировании, в соответствии с указанной нормой, для физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, но применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональных доход" (далее - самозанятые), такие исключения не применяются, в силу чего их положение может быть признано доминирующим. Это, в свою очередь, создает дискриминационные условия антимонопольного контроля для самозанятых в сравнении с индивидуальными предпринимателями.
В связи с этим законопроектом предлагается внести изменения в часть 2.2 статьи 5 Закона о защите конкуренции в целях исключения возможности признания положения самозанятых доминирующим, что служит дополнительной гарантией обеспечения равных условий для осуществления деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в пункт 3 части 2 статьи 7 Закона о защите конкуренции в целях уточнения условий признания монопольно низкой цены товара.
Так, статьей 7 Закона о защите конкуренции предусматривается, что под монопольно низкой ценой товара понимается цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за её пределами.
Пункт 3 части 2 статьи 7 Закона о защите конкуренции содержит исключение - не признается монопольно низкой цена товара в случае, если её установление не повлекло или не могло повлечь за собой ограничение конкуренции в связи с сокращением числа не входящих с продавцами или покупателями товара в одну группу лиц хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке.
Часть 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции закрепляет в качестве организационных и правовых основ защиты конкуренции предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции.
Указанное исключение противоречит принципу превентивного контроля, поскольку не позволяет участнику рынка защитить свои интересы до его устранения с товарного рынка в результате злоупотребления доминирующим положением другим хозяйствующим субъектом.
Недобросовестное поведение должно пресекаться заблаговременно, еще до банкротства или ликвидации добросовестного участника.
На практике, антимонопольные органы не могут привлечь хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, к ответственности за установление монопольно низкой цены, даже при наличии остальных признаков, поскольку в результате её установления не произошло сокращение числа хозяйствующих субъектов на соответствующем рынке.
Законопроектом предусматривается дополнение положений статьи 10 нормой, устанавливающей возможность утверждения федеральным антимонопольным органом форм раскрытия информации, предусмотренной правилами недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий, регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2022 N 2106 утверждены Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи.
В целях определения ясности правового регулирования и помощи хозяйствующим субъектам при предоставлении информации предусмотренной правилами недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий, регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", представляется целесообразным определить в Законе о защите конкуренции полномочия федерального антимонопольного органа по утверждению форм как документа, содержащего обязательные требования.
В целях устранения противоречия нормы части 5 статьи 156 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, согласно которой Федеральное казначейство вправе на безвозмездной основе открывать счета в кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, норме части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, устанавливающей общее правило о том, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды заключают независимо от суммы сделки договоры с финансовыми организациями только по результатам открытого конкурса или открытого аукциона, вносятся изменения в указанную норму Закона о защите конкуренции.
Законопроектом предусматривается включение в статью 33 положения, направленного на упрощение взаимодействия антимонопольного органа с хозяйствующими субъектами при представлении ими ходатайства о даче согласия на осуществление сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю.
Согласно указанному изменению, у антимонопольного органа по итогу рассмотрения этого ходатайства будет возможность сообщить заявителю не только в письменной, но и электронной форме о принятом решении с указанием мотивов его принятия.
Требования о необходимости получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок, действий установлены статьями 27 и 28 Закона о защите конкуренции. Частями 2 статей 27 и 28 Закона о защите конкуренции установлены исключения, согласно которым требования о получении предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок, действий не применяются, если сделки, действия осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.
Основание, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, является признаком контроля, суть которого сводится к тому, что физическое или юридическое лица прямо определяет решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством распоряжения более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал такого юридического лица.
Наличие указанных исключений является достаточным для совершения в упрощенном порядке внутригрупповых сделок, связанных признаками контроля. Вместе с тем статья 31 Закона о защите конкуренции позволяет осуществлять сделки лицам, входящим в одну группу лиц по иным основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции. Например, в случае если по предложению миноритарного акционера назначен или избран единоличный исполнительный орган акционерного общества, то миноритарный акционер и акционерное общество будут объединены в одну группу лиц (п. 5 ч. 1 статьи 9 Закона о защите информации).
В случае, если миноритарный акционер и акционерное общество - объект экономической концентрации осуществляли деятельность на одном товарном рынке, то внутригрупповые сделки между такими лицами могут привести к монополизации товарного рынка при одновременном отсутствии возможности у антимонопольного органа оперативного принятия мер государственного контроля в случае реализации миноритарным акционером уведомительного порядка.
Реализация уведомительного порядка без возможности принятия мер реагирования в отдельных случаях может повлечь существенный ущерб конкуренции при отсутствии у антимонопольного органа возможности оперативного реагирования.
В связи с этим законопроектом предлагается исключение статьи 31 Закона о защите конкуренции.
Законопроект не оказывает влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.