Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 566257-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) предлагается установить, что государственные стипендии, назначаемые студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, не могут быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда для студентов, получающих повышенную государственную стипендию, и не ниже половины минимального размера оплаты труда для студентов, получающих государственную академическую стипендию.
Актуальность законопроекта обусловлена необходимостью увеличить студенческие стипендии в целях повышения стимулирования и поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ, поскольку текущие студенческие стипендии являются недостаточными и в реальном выражении ежегодно сокращаются.
Согласно данным Росстата, в 2023 году размер государственных академических стипендий студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования, составлял только 9,5% от величины прожиточного минимума, а по программам среднего профессионального образования - 3,4%. При этом в 2014 году указанный показатель составлял 16,2% для программ высшего образования и 5,9% для программ среднего образования. Академическая стипендия российских студентов, обучающихся по программам бакалавриата составляла 1825 рублей в месяц в 2023 году. Указанный уровень стипендий является недостаточным для поддержания минимального уровня жизни студента. В этой связи, по оценкам экспертов, в разных городах и вузах России от 35% до 70% студентов подрабатывают во время учебы. Чаще всего, таким образом 78% юношей и девушек зарабатывают на жизнь (еду, транспорт и одежду).
Согласно социологическим опросам, 57% граждан России считают необходимым увеличить студенческие стипендии на фоне роста инфляции. Увеличение стипендии, по мнению граждан России, способно повысить успеваемость студентов, так как избавит их от необходимости работать в ущерб учебному времени (39% опрошенных), увеличит число желающих поступать в вузы и обострит конкуренцию за бюджетные места (34%), повысит престиж высшего образования (20%).
По данным в открытом доступе в России 870 тысяч студентов, получающих государственную академическую стипендию, средний размер которой составляет 3,6 тысяч рублей. Повышенную стипендию (для отличников) получают 97 тысяч человек в размере 10,5 тысяч рублей. По состоянию на 1 января 2024 года МРОТ составляет 19 242 рублей.
С учетом наличия других видов выплачиваемых стипендий (социальные, именные) повышение стипендии до половины МРОТ для студентов, получающих государственную академическую стипендию, потребует выделение дополнительных 62,8 млрд рублей из бюджетов бюджетной системы. Повышение стипендии у отличников до МРОТ потребует 10,1 млрд рублей. Всего для реализации законопроекта потребуется 72,9 млрд рублей.
Согласно данным Минобрнауки, объем поступивших средств образовательным организациям высшего образования в 2022 году составил 1,233 трлн рублей (бюджетные и внебюджетные средства), а объем расходов составил 1,071 трлн рублей. Таким образом, объем неиспользованных средств составил 162 млрд рублей.
Расходы организаций на выплату стипендий составили 77 млрд рублей в 2022 году. При этом объём поступивших средств бюджетов всех уровней (субсидий) организациям составил 707 млрд рублей, а расходы организаций за счет средств бюджетов всех уровней (субсидий) составил 608 млрд рублей. Таким образом, объем неиспользованных бюджетных средств на счетах организаций, осуществляющих выплаты стипендий, составил 99 млрд рублей в 2022 году из 162 млрд рублей общего объема неиспользованных средств.
Таким образом, реализация инициативы не потребует дополнительных ассигнований из бюджетов бюджетной системы РФ, поскольку выплаты могут быть профинансированы из неиспользованных бюджетных и небюджетных средств на счетах образовательных организаций.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
По данным в открытом доступе в России 870 тысяч студентов, получающих государственную академическую стипендию, средний размер которой составляет 3,6 тысяч рублей. Повышенную стипендию (для отличников) получают 97 тысяч человек в размере 10,5 тысяч рублей. По состоянию на 1 января 2024 года МРОТ составляет 19 242 рублей.
С учетом наличия других видов выплачиваемых стипендий (социальные, именные) повышение стипендии до половины МРОТ для студентов, получающих государственную академическую стипендию, потребует выделение дополнительных 62,8 млрд рублей из бюджетов бюджетной системы. Повышение стипендии у отличников до МРОТ потребует 10,1 млрд рублей. Всего для реализации законопроекта потребуется 72,9 млрд рублей.
Согласно данным Минобрнауки, объем поступивших средств образовательным организациям высшего образования в 2022 году составил 1,233 трлн рублей (бюджетные и внебюджетные средства), а объем расходов составил 1,071 трлн рублей. Таким образом, объем неиспользованных средств составил 162 млрд рублей.
Расходы организаций на выплату стипендий составили 77 млрд рублей в 2022 году. При этом объём поступивших средств бюджетов всех уровней (субсидий) организациям составил 707 млрд рублей, а расходы организаций за счет средств бюджетов всех уровней (субсидий) составил 608 млрд рублей. Таким образом, объем неиспользованных бюджетных средств на счетах организаций, осуществляющих выплаты стипендий, составил 99 млрд рублей в 2022 году из 162 млрд рублей общего объема неиспользованных средств.
Таким образом, реализация инициативы не потребует дополнительных ассигнований из бюджетов бюджетной системы РФ, поскольку выплаты могут быть профинансированы из неиспользованных бюджетных и небюджетных средств на счетах образовательных организаций.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.