Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 566208-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается расширение перечня операций, доступных казенным учреждениям, а также участникам казначейского сопровождения при заблокированном лицевом счете.
Согласно положениям статей 242.3 - 242.6-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации при нарушении казенным учреждением, участником казначейского сопровождения - должником сроков исполнения исполнительных документов или решения налогового органа, операции по лицевым счетам должника приостанавливаются до момента устранения нарушений.
При этом орган Федерального казначейства приостанавливает осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также распоряжений (платежных документов), предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами.
Согласно положениям статьи 165 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в том числе в случаях переезда на работу в другую местность, предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска.
В частности, Трудовым кодексом за лицами, работающими в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, закреплено право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно (статья 325), за лицами, заключившими трудовые договоры о работе в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - компенсация расходов, связанных с переездом к месту работы (статья 326).
Выплата вышеобозначенных компенсаций производится за счет средств работодателя (статья 165 Трудового кодекса). При этом невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, влечет гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.
В то же время на практике в силу ряда причин (несвоевременное перечисление бюджетных средств, приостановление осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника) происходит задержка выплаты компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством.
Так, например, в Республике Коми у муниципального казенного учреждения "Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" счета заблокированы с июня 2020 года в связи с выставленными исполнительными документами по оплате за содержание пустующего муниципального жилого и нежилого фонда на сумму более 500 млн рублей. В казенном учреждении не выплачиваются компенсации по проезду к месту отпуска и в связи с переездом к месту работы (для оплаты проездных документов необходимо ориентировочно 1,5 млн рублей). При этом, одному (уволенному) работнику в 2023 году по решению суда было выплачёно 87,3 тыс. рублей.
Субъектами Российской Федерации, входящими в Парламентскую Ассоциацию Северо-Запада России, поддержана законодательная инициатива Государственного Совета Республики Коми о принятии проекта федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (решение от 26 октября 2023 года N 64/4).
В связи с изложенным, в целях обеспечения своевременной реализации трудовых прав и гарантий работников законопроектом предлагается перечень операций, доступных казенным учреждениям, а также участникам казначейского сопровождения при заблокированном счете, дополнить операциями по перечислению или выдаче денежных средств для расчетов по выплате компенсаций расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Предлагаемые в проекте поправки не повлекут отрицательных социально-экономических последствий и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" повлечет необходимость принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (в абзац четвертый пункта 7 и абзац второй пункта 8 части 20 статьи 30).
Порядок обращения взыскания на средства бюджетных учреждений определяется не Бюджетным кодексом Российской Федерации, а нормами статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", следовательно аналогичные изменения в отношении бюджетных учреждений необходимо внести в данный Федеральный закон.
Председатель |
С.А. Усачёв |
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Председатель |
С.А. Усачёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.