Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 566145-8 "О внесении изменений в статьи 32 и 33 Лесного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроект разработан в целях упрощения для граждан процедуры сбора валежника для собственных нужд.
В настоящее время в России печное отопление используют около 6 млн. домохозяйств или более 12 млн. человек. В отдаленных негазифицированных районах люди часто сталкиваются с острой проблемой дефицита дров. Кроме того, из-за завышенных цен на топливо многие граждане не могут приобрести хотя бы машину дров на зиму. Для таких граждан спасением является сбор и заготовка для собственных нужд недревесных лесных ресурсов.
Согласно статьям 11 и 33 Лесного кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять сбор и заготовку недревесных лесных ресурсов, за исключением елей и деревьев других хвойных пород для новогодних праздников.
К недревесным лесным ресурсам Федеральным законом от 18 апреля 2018 года N 77-ФЗ "О внесении изменения в статью 32 Лесного кодекса Российской Федерации" отнесен валежник и граждане вправе свободно и без внесения платы и оформления документов собирать валежник и использовать его для собственных нужд. При этом в статье 32 не было дано определения понятия "валежник".
Предполагалось, что свободный сбор гражданами валежника для собственных нужд позволит им экономить значительные средства на отопление своих домов и возведение небольших строений, а также будет способствовать улучшению пожарной и санитарной безопасности в лесах.
Установление порядка заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд согласно части 4 статьи 33 Лесного кодекса Российской Федерации отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации.
Практика применения данной нормы Лесного кодекса Российской Федерации показала, что некоторые субъекты Российской Федерации исказили идею свободного сбора гражданами для собственных нужд никому не нужного лесного ресурса и ввели дополнительные условия, которые крайне усложнили для граждан процедуру сбора валежника. Например, сбор валежника только вручную без применения каких-либо инструментов, необходимость письменного сообщения о дате посещения леса для сбора валежника, ограничение длины валежника до одного метра и другие. При нарушении установленных условий гражданам грозит не только административная, но в некоторых случаях и уголовная ответственность.
По мнению многих экспертов, такие перегибы возникли из-за отсутствия в Лесном кодексе Российской Федерации расшифровки понятия "валежник", а также более подробного правового регулирования процесса заготовки и сбора его гражданами для собственных нужд.
Хотя позднее понятие "валежник" было расшифровано в Приказе Минприроды России от 16 июля 2018 года N 325 "Об утверждении Правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов", а в Приказе Минприроды России от 28 июля 2020 года N 496 "Об утверждении Правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов" установлена возможность применения ручного инструмента при заготовке валежника, считаем, что определение понятия "валежник", а также возможность применения ручного инструмента при заготовке валежника должны быть установлены непосредственно в Лесном кодексе Российской Федерации в целях исключения в дальнейшем установления регионами различных ограничений для сбора валежника для собственных нужд.
С учетом изложенного законопроектом вносятся изменения в статьи 32 и 33 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривающие определение понятия "валежник", а также установление, что при заготовке и сборе гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд допускается применение ручного инструмента (ручных пил, топоров, легких бензопил).
Принятие законопроекта позволит не только упростить для проживающих в сельской местности граждан процедуру свободного и бесплатного сбора валежника для собственных нужд, но и обеспечить очистку лесов в целях снижения их пожароопасности.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 32 и 33 Лесного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 32 и 33 Лесного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 32 и 33 Лесного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 32 и 33 Лесного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.