Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 567145-8 "О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и статью 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время в условиях проведения специальной военной операции со стороны государства в особом внимании, заботе и создании комфортного психологического состояния нуждаются как сами участники специальной военной операции, так и члены их семей. В этой связи уже принят ряд законодательных актов, направленных на предоставление различного рода выплат и льгот участникам специальной военной операции, на расширение числа их получателей, включая членов их семей.
Настоящим Федеральным законом предлагается поддержать социально незащищенные категории членов семей участников специальной военной операции - детей-инвалидов и инвалидов с детства.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" дети-инвалиды и инвалиды с детства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на социальную пенсию по инвалидности.
В то же время частями 1 и 10 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца.
Однако в пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" содержится норма, что гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено Федеральным законом. В этой связи детям-инвалидам и инвалидам с детства может выплачиваться только один вид пенсии по их выбору. Аналогичные нормы содержаться в Законе Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Вместе с тем законодателем сделано исключение для отдельных категорий граждан - им в связи с определенными социальными обстоятельствами предоставлена льгота в виде права на одновременное получение двух пенсий. В частности, к таким категориям отнесены родители и вдовы военнослужащих, умерших в период прохождения ими военной службы или вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий), или граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, и умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, в период или после окончания действия контракта о пребывании в добровольческом формировании (за исключением случаев, когда смерть граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, наступила в результате их противоправных действий).
Дети-инвалиды и инвалиды с детства, потерявшие родителей-военнослужащих, в силу ограничения жизнедеятельности уже находящиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в предоставлении дополнительного социального обеспечения, к числу получателей двух пенсий одновременно не отнесены.
Необходимо отметить, что статьей 7 Конституции Российской Федерации предусматривается в соответствии с целями социального государства, что в Российской Федерации, в частности, обеспечивается государственная поддержка инвалидов. При этом государство каждому гарантирует социальное обеспечение, в том числе и в случае потери кормильца (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации). Помимо этого, в соответствии со статьей 75.1 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, создаются условия, в частности, для повышения благосостояния граждан.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 19 января 2021 года N 1-0 указал, что при установлении круга лиц, на которых распространяется социальная льгота в виде права на одновременное получение двух пенсий, а также условий ее предоставления федеральный законодатель в ряде случаев использует особый правовой механизм приравнивания одной категории граждан к другой, уже обладающей в силу закона правом на получение данной социальной льготы. Применение такого правового механизма само по себе не может рассматриваться как не согласующееся с конституционными предписаниями, в том числе с принципами равенства и справедливости, при условии, что основанием для подобного приравнивания служит действительное сходство фактического положения (обстоятельств) граждан, формально принадлежащих к различным категориям, которое обусловливает необходимость распространения отдельных элементов правового статуса основной категории граждан на приравниваемых к ним субъектов.
Исходя из изложенного, полагаем, что дети-инвалиды или неработающие граждане, которые уже с детства являлись инвалидами, порой, с достаточно тяжелыми заболеваниями, и остались без родителя, являвшегося их кормильцем, имеют такие же права, как и родители умерших военнослужащих и граждан, пребывавших в добровольческих формированиях.
В этой связи, считаем социально справедливым предоставить право на одновременное получение двух пенсий: пенсии по случаю потери кормильца и социальной пенсии по инвалидности детям-инвалидам и неработающим инвалидам с детства, потерявшим родителей вследствие гибели в период прохождения военной службы или пребывании в добровольческом формировании, а также смерти вследствие военной травмы после увольнения с военной службы или пребывания в добровольческом формировании.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и статью 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и статью 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предлагается предоставить право на одновременное получение двух пенсий детям-инвалидам и инвалидам с детства. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и социальная пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктами 2 и 2.1 пункта 1 статьи 18 указанного Федерального закона.
Полномочия по выплате пенсий по государственному пенсионному обеспечению и страховых пенсий являются действующими расходными обязательствами Российской Федерации.
По данным Минобороны России, средний размер пенсии по потери кормильца составляет 22 905 рублей. Количество детей-инвалидов и инвалидов с детства, получателей пенсий, составляет 885 человек.
С 1 апреля 2023 года размер социальной пенсии для детей-инвалидов составляет 17 167,83 рублей и увеличивается на соответствующий районный коэффициент для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями (пп. 2 п. 1, п. 2 ст. 18, абз. 4 п. 1 ст. 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"; п. п. 1,3 постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2023 года N 404 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2023 г. социальных пенсий").
Дополнительная потребность в средствах составляет 17167,83 х885 х 12=182,3 млн рублей, а с учетом планируемой с 1 апреля 2024 года индексации размеров на 7,5% - 196,0 млн рублей.
Дополнительные расходы могут быть профинансированы в рамках действующих расходных обязательств за счет внутренних источников бюджетов.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и статью 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и статью 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральные законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.